Большинство комментаторов из экспертной и медийной сфер сходятся в том, что прошедший с 31 августа по 1 сентября 25-й саммит ШОС подтвердил стремление Китая поэтапно превратить организацию в реальный центр тяжести евразийской дипломатии, многополярности и технологий. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ), руководитель Центра исследований ШОС и БРИКС Юрий Ярмолинский.
"Формат, масштабы и пиар мероприятия, а также новая инициатива по глобальному управлению (в дополнение к более ранним - развитию, безопасности и цивилизации) отражают устойчивое намерение Пекина планомерно усиливать роль ШОС в международной политике, в том числе в противовес западным институтам", - отметил Юрий Ярмолинский.
Аналитик указал на то, что Индия на саммите продемонстрировала прагматизм и стратегическую автономию: участие в форуме гармонично сочеталось с поиском гарантий и новых возможностей в сферах безопасности и экономики в отношениях с Китаем. "Предложение премьер-министра Нарендры Моди учредить "Форум диалога цивилизаций" подчеркивает последовательную приверженность Нью-Дели "мягкой силе", - сказал он. - Схожесть этой идеи с китайской инициативой глобальной цивилизации передает настрой на конструктивный диалог и дальнейшую нормализацию отношений с восточным соседом. При этом четко очерчены "красные линии" - территориальная целостность и суверенитет, отношения с Пакистаном. Следует отметить, что участие Индии делает ШОС более инклюзивной площадкой, нивелирует риски одностороннего доминирования".
Вместе с тем взаимодействие этих двух стран, как и ранее, объективно перемежается с конкуренцией и соперничеством в регионе. Имеют место расхождения по национальным приоритетам и интересам. Саммит обеспечил Нью-Дели и Пекину комфортную площадку для перезагрузки отношений и оздоровления климата стратегического доверия, но не снял фундаментальных противоречий, уверен Юрий Ярмолинский.
Кроме того, центральноазиатские государства (особенно Казахстан) видят в ШОС источник инвестиций, а также удобную координационную платформу. Поэтому они поддерживают и инициируют создание профильных центров по безопасности, водным ресурсам, ИИ. "При этом страны региона действуют прагматично и осторожно: ищут прежде всего реальные экономические выгоды, стремятся усиливать свою роль в евразийской политике, в том числе за счет балансирования интересов с другими центрами силами вне рамок организации", - подчеркнул аналитик.
Он также добавил, что полноформатная институциональная пересборка ШОС пока сталкивается с ограничениями. Практическая реализация принятых стратегических документов (Стратегия-2035, дорожные карты по ИИ, созданию Банка развития, центров по безопасности) требует финансовых ресурсов, правовых механизмов, единой платежной инфраструктуры, а также устойчивого политического консенсуса между странами - членами.
"Экономическая конструкция ШОС по-прежнему находится в зоне санкционных рисков. Это особенно критично для проектов, нуждающихся в международном финансировании. Для подсанкционных стран членство в ШОС предоставляет "политический зонтик", но не гарантирует автоматического доступа к капиталу и технологиям, что ставит на повестку вопрос о создании системы их трансфера внутри самой организации. Хотя процесс дедолларизации и расчетов в нацвалютах постепенно продвигается, без общей многополюсной платежной системы эффект будет фрагментированным", - уверен Юрий Ярмолинский.
Таким образом, отмечает аналитик, 25-й саммит ШОС в Тяньцзине закрепил политический и символический статус организации как важного полюса и многостороннего форума евразийской дипломатии, промо-площадки для демонстрации альтернативных моделей глобального управления, дал импульсы для расширения многосторонней повестки. "Однако реальные экономические и институционные новации будут пробуксовывать до тех пор, пока не появятся наднациональные механизмы финансирования, многосторонние флагманские проекты, единая платежная инфраструктура, а также больше взаимного доверия", - подчеркнул эксперт.
На основании изложенных выводов, а также собственного восприятия итогов саммита, аналитик предложил три возможных сценария развития ШОС. Первый - консервативный. Он возможен в краткосрочной перспективе. Сценарий предполагает, что ШОС до определенного момента будет оставаться преимущественно диалоговой и координационной многосторонней площадкой, удобным местом для одновременной сверки часов на двусторонних треках. На пространстве организации будет дан старт отдельным совместным проектам, однако быстрого создания платежно-финансовой архитектуры не произойдет.
Второй возможный сценарий - прагматично-умеренный. Он видится реалистичным в среднесрочной перспективе. "Данный сценарий базируется на предположении, что частично начнет функционировать Банк развития, что простимулирует появление новых совместных инфраструктурных проектов, прежде всего в Центральной Азии как географическом ядре ШОС. На основе консенсуса ключевых стран-членов будет запущен механизм их финансирования, в основном с участием Китая и России", - предполагает аналитик.
Третий сценарий - амбициозно-трансформационный. Он имеет низкую вероятность без геополитических сдвигов. "ШОС превращается в действенную альтернативу западным финансовым институтам: эффективно работают Банк развития с четкими правилами финансирования и привлечения капитала, многосторонний платежный механизм в национальных валютах, идет тесная координация технологического сотрудничества. Снижается до оптимального уровня градус противоречий между крупными странами-участницами. Появляются двусторонние соглашения/проекты между Индией, Китаем и Россией в областях финансов, торговли, логистики и безопасности, которые интегрируются в организационную рамку организации. В результате существенно усиливается институциональная мощь и влияние ШОС в Евразии и мире в целом (при ключевой роли Китая), предлагаются альтернативные модели развития и трансфера технологий, появляются совместные R&D (исследований и разработок) центры. Повышаются уровень и глубина военно-политической координации, создаются реально функциональные энергетические и логистические цепочки вне западных разрывов", - описал данный сценарий Юрий Ярмолинский.
"Какой из этих сугубо экспертных сценариев окажется наиболее реалистичным и жизнеспособным, покажет время. Отмеченные выше узкие места - это, безусловно, проблемы роста. С точки зрения исторической ретроспективы, 25 лет (юбилей ШОС, который мы отметим в 2026 году) для такой международной организации нового типа - только начало долгого пути. Нужно продолжать укреплять евразийскую связку или "шанхайский дух", если говорить в категориях Хартии ШОС. В прикладном же контексте главной задачей для всех нас является выполнение положений "Стратегии участия Республики Беларусь в Шанхайской организации сотрудничества", одобренной главой государства в начале 2025 года", - резюмировал аналитик.