Что значит быть патриотом и гражданином
Результаты социологического исследования «Патриотические ценности населения Беларуси», проведенного Институтом социологии НАН с 28 февраля по 17 марта текущего года, были презентованы вчера в Национальном пресс-центре. Из этих результатов следует, что 86,6 процента белорусов считают себя патриотами. Но что стоит за такой цифрой, какой вывод из нее следует? В поисках ответа на эти вопросы редакция собрала за круглым столом ведущих социологов и аналитиков Беларуси. Участниками разговора стали первый проректор Белорусской государственной академии искусств Светлана Винокурова, директор Национального института образования Валентина Гинчук, политолог, сотрудник пресс-службы Министерства образования Андрей Лазуткин, декан факультета экономики и права Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова, ведущий специалист отделения БИСИ по Могилевской области Дмитрий Роговцов, политолог, журналист и писатель Вадим Елфимов, руководитель Аналитического центра ЕсооМ Сергей Мусиенко и профессор Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого Виктор Кириенко.
Патриотизм: состояние и тенденции
А. Лазуткин: На момент проведения социологического исследования (февраль – март 2022) уже произошли январские события в Казахстане, а в затем началась специальная военная операция в Украине. Опрос показывает, что внешние события значительно отрезвили общество и одновременно выросло доверие к телевидению и печатным средствам массовой информации. То есть граждане поняли, что госСМИ ранее говорили правильные, правдивые вещи, которые касались 2020 года и попытки государственного переворота в Беларуси. На примере Казахстана и Украины им было наглядно продемонстрировано, что может быть в случае падения власти, анархии.
И когда мы говорим о неких проблемных или нелояльных государству группах в обществе, то сегодня это, скорее, локальные очаги, которые сформированы по профессиональным, территориальным или неформальным признакам, в то время как остальное общество в целом поддерживает государственную политику.
Светлана ВИНОКУРОВА:
— Патриотизм сегодня — феномен государственной политики. Но почему человек должен быть патриотом? Потому, что патриотизм — это еще и безусловное благо для самого человека. Это не только государственная или общественная, это еще и индивидуальная ценность. Но при этом надо анализировать многие вещи: вспомнить, с чего начиналась суверенная Беларусь и каких она достигла с тех пор высот. И не допустить, чтобы патриотизм стал проходным билетом для конъюнктурщика. Этот термин надо охранять, оберегая изначально заложенный в него смысл.
В. Елфимов: При этом нам важно знать и понимать, с кем сегодня мы можем и должны объединяться. Когда мы говорим о создании и выстраивании патриотической концепции, нужно четко определиться с этими вопросами. Такая концепция не должна быть эклектичной, мы не должны свалить туда все что угодно.
Сегодня нужно четко определить, что такое патриотизм и национализм, потому что это не одно и то же.
И еще, мы должны понимать, что патриотами зачастую являются далеко не все те рафинированные мальчики и девочки, которые называют себя таковыми. С точки зрения патриотического воспитания очень правильно еще в 2003 году сказал Глава государства: идеология — это основа основ.
Убежден, нам стоит выйти из Болонского процесса: за громогласно анонсированной свободой университетов и независимостью от государства кроется утечка мозгов из страны. И когда наша молодежь туда стремится, мы должны понимать, что в какой-то степени сами подтолкнули ее на этот шаг.
Патриотическое воспитание молодежи нужно начинать с начальных классов. И я надеюсь, что в этом процессе нам поможет в том числе социологическое исследование, к результатам которого мы еще не раз вернемся.
С. Винокурова: Проведение столь массового соцопроса по проверенной и репрезентативной методике включает лишь небольшой аспект того, что можно отнести к патриотическим ценностям.
Хочу согласиться с Вадимом Елфимовым. Нам в самом деле сперва надо определиться с понятием, что мы понимаем под патриотизмом. Ведь этому слову можно дать десятки определений, причем уровень патриотизма — это не статичное состояние, а постоянный процесс, изменчивый и динамичный, на который влияет множество внешних и внутренних факторов.
Говорят, «патриотизм заканчивается там, где начинается налогообложение». Когда добавляют зарплаты или пенсии, никто не задается вопросом: за что? Это воспринимается как признак развития страны, заботы государства. Но патриотизм заключается не в этом. Когда после Великой Отечественной войны отменили доплаты за боевые ордена, потому что деньги были нужны для восстановления экономики и напрочь разрушенных городов, никто не вышел протестовать, не стал кричать об ухудшении своего положения. То есть патриотизм — это прежде всего особая форма сознания и осознание личной ответственности за свою страну.
Валентина ГИНЧУК:
В учреждениях образования сложилась достаточно эффективная система патриотического воспитания детей и молодежи. Почти 40 процентов участников исследования, отметивших, что на патриотическое воспитание влияют учреждения образования, подтверждение тому. Еще большего успеха в воспитании подрастающего поколения мы сможем достичь, если объединим свои силы: педагоги, общественность, СМИ, родители.
С. Мусиенко: Очень важно и ценно, что трансляция знаний и социологические исследования приобретают вес в белорусском обществе. Только глубокое понимание вопроса позволяет его решать. Что бы я отметил со своей стороны — это благодушие, которое возникает от оценки цифр. И оно не должно нас расслаблять. Мы видим по оценке людей, что огромное значение имеет система образования. Сегодня важно поднимать авторитет и роль идеологов на предприятиях. Кроме того, должна быть преемственность поколений, нужно восполнять эту работу. Центры патриотического воспитания, патриотические классы, которые создают по всей стране, — это точки роста. Надо продолжать двигаться в данном направлении.
Андрей ЛАЗУТКИН:
— Раскола в белорусском обществе не было, были определенные протестные очаги. Если возвращаться к событиям 2020 года, можно сделать вывод, что основная проблема заключалась в столице, где аккумулировались особые экономические группы, более молодое и динамичное население, часть которого имела связи с иностранными организациями. Все это повлияло на создание локальных протестных точек в обществе. Но, к счастью, мы сумели побороть эту проблему.
В. Кириенко: Я считаю, что причина увеличения количества респондентов, которые считают себя патриотами, — в жестких событиях, происходящих сегодня на мировой арене. Они заставили определиться. Именно поэтому, на мой взгляд, уменьшилось и количество людей, которые ранее затруднялись ответить.
Но с тем, что патриотизм — это «жить и работать в Беларуси», я не согласен. В моем понимании, это более предметные, деятельные вещи, которые должны исходить от самого гражданина.
На Гомельщине мы проводим аналогичное социологическое исследование. И хотя оно еще не закончено, тенденция уже прослеживается: количество граждан, связывающих патриотизм и обязанности перед страной воедино, увеличивается.
Виктор КИРИЕНКО:
— Еще в преддверии республиканского референдума проводимый нашей социологической службой в Гомеле опрос населения показал, что уровень доверия к государственным органам власти превышает уровень доверия к оппозиционным структурам в пять раз. Но вот с мнением о том, что патриотизм — это «жить и работать в Беларуси», я не согласен. В моем понимании, это более предметные, деятельные вещи, это конкретные действия, которые должны исходить от самого гражданина.
Сергей МУСИЕНКО:
— Мы не отвергаем культурное наследие. У нас в стране 66 улиц и бульваров носят имя Тараса Григорьевича Шевченко. И кто-нибудь из нас согласится переименовать их и зачеркнуть это имя? Между тем в других странах подобное в порядке вещей: стирание исторической памяти, атаки на препятствующие этому информационные ресурсы. Сайт sb.by не грузится во многих странах мира, потому что вас просто боятся! Как боялись телеграм-канал «Желтые сливы». Но надо двигаться вперед и развиваться. Только по круглым юбилеям мы вспоминаем Белорусскую освободительную операцию «Багратион», а ведь она предтеча нашей независимости. Очень хорошо и правильно, что ныне в стране проходит информационно-просветительская акция «Дорогами мужества и стойкости», которая охватит 27 населенных пунктов, награжденных вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны», который был учрежден в 2004 году указом Президента. Очень хотелось бы, чтобы вымпел этот стал частью военно-патриотических ритуалов, намоленным символом.
Д. Роговцов:
Результаты социологических исследований о патриотизме и национальных символах говорят о том, что у подавляющего большинства населения сформировалась национальная государственная идентичность. Наши флаг, герб и гимн вошли в пантеон патриотических ценностей. И что приятно, они особенно значимы для молодежи.
При этом отмечу: некоторые негативные ответы по отношению к государственным символам прослеживались у людей в возрасте 30 — 50 лет. Я считаю, что такое отношение сформировалось из-за того, что обучение в школах у этих людей выпало на бэчебэшный период в жизни нашей страны, когда демонизировалось все, связанное с СССР и БССР, а в учебных программах были определенные идеологические подходы к оценке исторических событий в нашей стране.
Очень радует, что сегодня Министерство образования уделяет много внимания вопросам воспитания патриотизма: с нового учебного года гимн и флаг будут постоянно присутствовать при проведении торжественных мероприятий. Эта практика активно используется у наших западных партнеров, надо ее заимствовать. Так мы будем уверены, что подрастающее поколение будет защищать национальные интересы и суверенитет белорусского народа.
Формирование гражданской нации в Беларуси
А. Лазуткин: Проблема заключается в ложном понимании чувства патриотизма. Протестная среда неоднородна, там, к примеру, есть либеральные или анархические группы, которые отрицают любую государственную политику и идут против любых законов и государственной символики. Другая часть — это националисты, которые вроде бы считают себя частью государства, но вкладывают в это государство этнический, националистический смысл. В принципе, они тоже могут говорить, что они за «законность», за гражданский «патриотизм», но под этими понятиями будут скрыты абсолютно враждебные нам ценности, то есть иная госсимволика, иные памятники, иные исторические даты, иные законы.
В их основе — набор мифов о неких исключительных национальных чертах, знатных предках, шляхте — то есть набор условных признаков для приобщения себя к элите.
Наши же граждане в соцопросе отвечают, что надо жить и работать в своей стране. Для большинства это и есть понимание патриотизма. Порядок и справедливость для наших людей гораздо важнее каких-то абстрактных конструкций.
И даже если рассматривать протесты, которые происходили в столице в 2020 году, в целом они не носили националистической направленности. Сначала они проходили под размытыми лозунгами «против насилия», и только впоследствии к ним добавились бчб-флаги и националистическая окраска. А в целом протест не был построен на традиционных для наших оппонентов темах. Это говорит о том, что организаторы протеста рассматривали их как бесперспективные. Сегодня государственная социология это косвенно подтверждает.
Вадим ЕЛФИМОВ:
— Социологические исследования — очень важная и хорошая вещь. Давайте говорить откровенно: нам их не хватало. И очень хорошо, что этот процесс набирает обороты. Мы видим, что сделан определенный серьезный разворот в политике, социологии, средствах массовой информации. Даже в сознании людей произошли изменения. В том числе поэтому нам нужно более активно работать с точки зрения государственного образования.
В. Елфимов: Сегодня мы ищем какое-то определение гражданского общества. Гражданское общество и либералы исходят из того, что оно возникает в противовес государству. Они любят повторять мантру про правовое государство. В связи с этим хочется задать вопрос: где правовое государство?
Гражданское общество, в моем понимании, должно строиться во взаимодействии с государством. Может быть, они в чем-то не согласны, но они конструктивно взаимодействуют с государством, предлагают свои идеи, вещи, не желая развалить или разрушить страну. Все остальное — это не гражданское общество, это диверсионная деятельность.
Сохранение исторической памяти
С. Винокурова: Почему вопрос защиты исторической памяти стал столь актуальным ныне? Хотя бы потому, что живые свидетели военных действий уже ушли.
Человек не должен быть духовным пролетарием!
Не должен себя ощущать человеком мира, где нет границ политических и моральных. Общество потребления подрывает дух патриотических ценностей — и эти срезы и тенденции требуют особого анализа и отдельной работы с собой.
В. Гинчук: Формирование исторической памяти молодого поколения — одна из важнейших задач, которые сегодня решает отечественная система образования. Она неразрывно связана с воспитанием патриотических ценностей юных граждан, с развитием чувства гордости за свою страну, за белорусский народ. Особое место в формировании исторической памяти подрастающего поколения занимает тема Великой Отечественной войны. У современных школьников, в отличие от нашего поколения, нет такого мощного фактора воспитательного воздействия, как прямое общение с людьми, вынесшими войну на своих плечах. Поэтому мы ищем такие формы работы, которые смогут оказать эмоциональное воздействие на подростков, заставят задуматься о цене Победы и ее значении.
Дмитрий РОГОВЦОВ:
— Мы говорим о гражданской нации. Это понятие, которое объединяет людей, осознающих свои права, свободы и обязанности. Наши оппоненты со своей либеральной точкой зрения почему-то акцентируют внимание на правах и свободах, забывая о том, что принцип правового государства и основа гражданского общества — это прежде всего взаимные обязанности человека, общества и государства. Гражданская нация — это гарант, что в будущем нам удастся избежать определенных потрясений, которые стали сюрпризом в 2020‑м.
По поручению Главы государства в 2022 году ведется работа по обновлению учебных пособий для учреждений общего среднего и высшего образования по истории Великой Отечественной войны. В них будут включены новые документы, информационно-аналитические материалы, предоставленные Генпрокуратурой Беларуси, о геноциде белорусского народа. Уверена, что новые пособия внесут большой вклад в формирование патриотических ценностей у молодежи.
С. Мусиенко: Да, к сожалению, реальных свидетелей войны, ветеранов осталось немного. И мы должны это восполнять. Центры военно-патриотического воспитания, которые ныне создает по всей стране Министерство образования, военно-патриотические классы, где занимаются замечательные ребята, — эта та самая практическая работа, которую мы видим. Недавно министр образования с ребятами из военно-патриотического центра «Скиф», что в Речице, посетил расположение отряда «Славный», сформированного в годы войны в болотах Могилевщины. Это и есть практические шаги, сподвижничество. Кстати, только из «Скифа» в спецподразделениях республики служит или ранее служило более 400 человек! Именно таких людей надо привлекать к разработке положений о патриотическом воспитании. Ибо именно они на протяжении десятков лет делали эту работу.
Но я считаю, что разделять патриотизм, сохранение исторической памяти и формирование гражданской нации в принципе не вполне правильно: все это взаимодополняющие элементы.
Тот же цикл материалов, который «СБ. Беларусь сегодня» делает уже не одну неделю — о памятниках, которые стоит посетить в каждой области страны, — это отличное пособие для школ и трудовых коллективов, спасибо газете за это. Озвученные во вторник цифры говорят о нашем потенциале. О том, что даже в нынешней сверхсложной ситуации, с которой наше общество ранее никогда не сталкивалось, мы совершенно адекватно воспринимаем происходящее. И это просто здорово.