Стимулы для дела
Повышение эффективности белорусской экономической модели обеспечивается за счет внедрения новых форм деятельности и реализации инновационных проектов. Одной из точек роста региональных хозяйственных комплексов являются индустриальные парки. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы предусматривает формирование в городах с численностью населения 80 тысяч человек и более индустриальных площадок.
Брестская область может стать первой, где уже в этом году начнется строительство подобных парков. Проекты будут реализованы на базе действующих субъектов инновационной инфраструктуры: в Барановичах откроют филиал Брестского научно-технологического парка, а в Пинске расширяется функционирующее ООО «Технопарк «Полесье», входящее в кластер биотехнологий и зеленой экономики.
Создание в Барановичах и Пинске производственной инфраструктуры по модели «гринфилд», или с нуля, позволит обеспечить рост предпринимательской инициативы, привлечь резидентов (прежде всего малые производственные предприятия), деятельность которых направлена на импортозамещение. В Барановичах планируется сконцентрироваться на производстве импортозамещающей продукции для мебельной, автомобильной и станкостроительной промышленности, переработки мусора. Индустриальный парк в Пинске будет специализироваться на машиностроении, металлообработке и химической промышленности. Режим «инновационного инкубатора» создаст условия для организации и последующего наращивания выпуска продукции в кратчайшие сроки.
Проекты могут вызвать интерес региональных флагманов — ЗАО «Пинскдрев», ЗАО «Атлант», ЗАО «Амкодор-Пинск» и ряда других, промышленный потенциал которых в дальнейшем может использоваться для привлечения первых резидентов с последующим созданием с ними производственных кооперационных цепочек. Кроме того, резиденты индустриальных парков смогут арендовать территорию и производственные корпуса с возможностью выкупа и строительства помещений по индивидуальному проекту.
Одно из преимуществ индустриальных парков в том, что они будут строиться на территориях свободных экономических зон. А резиденты СЭЗ, как известно, имеют ряд преференций. Во-первых, они не платят налоги на прибыль в отношении продукции собственного производства, на недвижимость в течение первых трех лет после регистрации на территории свободной экономической зоны и на землю (кроме земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных). Кроме того, субъекты СЭЗ не платят таможенные пошлины, акцизы и иные платежи в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, перерабатываемых в СЭЗ и вывозимых со статусом собственного производства за пределы ЕАЭС. В этом случае к экономическим преференциям добавляется выгода доступа к основным транспортным магистралям в направлении Европейский Союз — Российская Федерация — Средняя Азия — Китай.
Концепция индустриального парка предполагает возможность создания Образовательного центра с внедрением теоретического обучения на базе учреждения образования, а практического — на производстве (дуальное образование). Готовая инфраструктура, подготовка квалифицированных кадров параллельно с преференциальным правовым режимом повышают привлекательность брестского региона — потенциального центра инновационной активности Беларуси.
Несмотря на существующие риски, реализация инновационных проектов привлечет в экономику региона дополнительные инвестиции, создаст новые рабочие места. Кроме того, нахождение площадок в свободной экономической зоне будет содействовать росту экспортного потенциала и привлечению иностранных инвесторов, в том числе для организации новых для региона производств.
Эдуард СЕВЕРИН, начальник Брестского отделения БИСИ.