События этого лета затронули все сферы жизни, не оставили в стороне и религиозную. Церкви совершают особые и совместные молитвы, деятели разных конфессий и священнослужители выступают с заявлениями, обращаются в государственные органы, навещают задержанных и пострадавших во время протестов, выступают в СМИ. Много заявлений и версий появилось в медиа по случаю смены главы Белорусской православной церкви. В связи с этим «Звязда» попросила аналитика Белорусского института стратегических исследований, кандидата социологических наук, доцента Светлану Алейникову ответить на несколько вопросов.
- В чем, на ваш взгляд, особенности отношения общества к религии в Беларуси?
Особенность белорусского общества в том, что у нас большинство населения (по разным замерам от 70 до 75 процентов) идентифицирует себя с православием. При этом православных у нас больше, чем верующих в Бога, а само православие благополучно уживается с элементами язычества и эзотерики, верой в НЛО, порчу, хиромантию, реинкарнацию и т.п.
Такая мозаика религиозных представлений белорусов связана с нашей историей, когда религия зачастую становилась «разменной монетой» в борьбе сопредельных государств за белорусские земли. Это сформировало скрытый, неявный, но глубинный характер «народного» белорусского православия, которое выступает сегодня одной из основ нашей национальной идентичности. Сама же Церковь традиционно занимает лидирующие позиции в рейтингах уровня доверия общества. С Церковью у многих людей связываются ожидания по поводу формирования базовых ценностей, традиций, исторической памяти общества.
- Как события последних недель повлияли на межконфессиональные и межрелигиозные отношения в нашей стране?
Мы привыкли к тому, что терпимость к различным верованиям и культурам является визитной карточкой белорусов, своеобразным брендом нашей страны. Религиозная ткань общества складывалась столетиями, межрелигиозные отношения в Республике Беларусь характеризуются стабильностью, а конфессиональная структура белорусского общества за последние пять–десять лет не претерпела существенных изменений, что свидетельствует о ее сформированности и устойчивости.
Насколько изменилось (если изменилось) отношение общества к Церкви и к другим конфессиям, достаточно точно покажут социологические замеры, однако рискну предположить, что даже в случае заметных изменений они будут носить временный характер. Общество наэлектризовано, испытывает постоянную «накачку» и манипуляционное воздействие информационного поля и потому склонно к эмоциональным оценкам.
Опросы общественного мнения позволят определить реальное место религии и степень ее влияния на текущие политические процессы без приписывания ей желаемых, но не всегда соответствующих действительности признаков и функций. Это помогло бы понять не только обществу, но и самой Церкви ее реальное место в современном социуме.
- В чем опасность вмешательства государства во внутренние дела Церкви?
Вопрос интересный. Смотря что считать вмешательством или невмешательством государства. Например, то, что Церковь в Республике Беларусь освобождена от уплаты налога на недвижимость и земельного налога – это вмешательство государства? Реставрация государством памятников архитектуры, в том числе храмов – это вмешательство государства?
Полное самоустранение государства – это американская либеральная модель государственно-конфессиональных отношений, когда рынок религиозных услуг абсолютно свободен и никому (как многие думают) неподконтролен. С одной стороны, вроде бы привлекательно; с другой стороны, мы в середине 1990-х пошли по этому пути и столкнулись со скачкообразным ростом сект, неокультов, новых религиозных движений, некоторые из которых, как мы помним, носили деструктивный характер, а офисы большинства из них находились и находятся в США.
В то же время, согласно Закону Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», «государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь». Церковь сама определяет свою структуру, порядок богослужений, внутреннего управления и т.д.
- Должна ли и может ли Церковь держаться подальше от политических процессов в обществе?
Здесь лучше ответить словами самой Церкви, положением ее Социальной концепции, которое гласит, что «во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ... Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». Ждать или тем более требовать от Церкви неких сиюминутных заявлений, подстраивания под политическую конъюнктуру – не понимать сути и предназначения Церкви. Это два организма с совершенно разными задачами и вИдением своей роли в этом мире.
Любая религия – это устойчивая модель воспроизводства таких базовых категорий, как ценности, семья, отношение к труду, ближним и др. Православие и Церковь как социальная модель наиболее близки концепции социального государства. Встраивание этой модели в стратегические направления развития нашего государства будет способствовать реализации общих целей.
- Как вы оцениваете недавнюю смену руководства Белорусской православной церкви?
В этом нет чего-то сверхнеординарного, ведь мы уже пережили одну смену Патриаршего Экзарха, когда в 2013 году митрополита Филарета сменил митрополит Павел. Это закономерный процесс для любой организации, путь развития, движения вперед. Для ученого и аналитика, возможно, был бы интересен анализ возможных раскладов, внутренних движений и предстоящих кадровых перестановок. Для нерелигиозного человека, скорее всего, это событие вообще пройдет незамеченным, а для верующего главное – храм, молитва, возможность чувствовать себя в лоне Церкви.
- Изменится ли, на ваш взгляд, курс развития Белорусской православной церкви со сменой ее лидера?
Наверное, об этом рано говорить, тем более что на внешнем контуре Белорусская православная церковь (Белорусский Экзархат) не является самостоятельным субъектом, представляя собой структурное подразделение Русской православной церкви, выражаясь современным языком – территориальный офис. А Русская православная церковь испытывает сейчас непростые времена, связанные с расколом православного мира и размежеванием православных поместных церквей по поводу украинского томоса.
В то же время новый Патриарший Экзарх – компромиссная фигура для бурлящего белорусского социума и его слово как никогда будет значимо. С тем, что Патриаршим Экзархом впервые стал уроженец Беларуси и выпускник белорусского духовного заведения, многие связывают ожидания нового этапа в развитии национальной духовной традиции: вопросов образования, издательской деятельности, международной узнаваемости белорусских святынь.
- Как вы прогнозируете изменение отношения общества к религиозным организациям после преодоления общественно-политического кризиса в Беларуси?
Мы сейчас находимся в парадигме преодоления, рано или поздно вернемся к парадигме развития. Кризис в переводе с греческого – поворотный пункт, точка начала нового пути. Церковь накопила огромный опыт работы с наиболее уязвимыми слоями населения, имеет наиболее высокий уровень доверия в обществе и располагает значительным потенциалом добровольчества. По своей природе она стоит над схватками и окопами. Это может стать одной из основных точек соприкосновения и «перезагрузки» отношений общества, Церкви и государства.