Дата публикации

Почему молодые люди не спешат становиться родителями: разбираемся с экспертами

В середине прошлого века критическим порогом для рождения первого ребенка был возраст 22–24 года. А нашим мамам говорили, что обзавестись первенцем надо обязательно до 25. Сегодня эти границы существенно сместились, по меркам современного акушерства к старородящим принято относить дам старше 35 лет. Однако реальность такова (и об этом говорят данные социологических исследований), что молодые люди все чаще предпочитают повременить с тем, чтобы обзаводиться потомством. Какими мотивами руководствуются миллениалы, не спешащие становиться родителями, «Знаменка» разбиралась с экспертами.

– Для того чтобы землю возделывать и жить в стране, нужны люди, это главное. Нам надо минимум 15 миллионов, а лучше 20 миллионов человек населения, а мы эту тенденцию уменьшения не переломили. И это в будущем может стать не просто проблемой, а катастрофой. Тогда на нас будут смотреть другие густонаселенные районы для того, чтобы приехать и у нас жить. Мы не против того, чтобы к нам приезжали и жили, но в подавляющем большинстве здесь должны жить белорусы, чтобы эта земля всегда была белорусская. А для этого надо сегодня поддерживать матерей, которые рожают, вот и все. Многодетным семьям, рождаемости мы должны уделить особое внимание.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

(во время выступления на VI Всебелорусском народном собрании)

До лучших времен

Итоги переписи населения 2019 года безжалостно констатируют: за 20 лет количество жителей нашей страны сократилось на 631,8 тысячи человек. Убыль населения, ставшая бичом многих цивилизованных стран, имеет несколько причин, одна из которых – снижение рождаемости. Ситуация парадоксальная: несмотря на то что за последние два десятка лет наш достаток и уровень жизни значительно улучшились, нас, тем не менее, не стало больше, а молодые люди все чаще откладывают родительство на потом.

Позднее материнство – тренд не нынешнего дня и даже не минувшего года. По данным Национального статистического комитета, в Беларуси наблюдается тенденция увеличения среднего возраста женщин при рождении первенца. Он повысился с 24,9 года в 2010-м до 26,7 года в 2018-м.

Среди решающих факторов для отказа от планирования детей аналитик Белорусского института стратегических иссле­дований Николай Сухотский приводит по­вышение среди молодежи ценности индивидуализма и частной жизни, что свойственно рыночной социально-экономической модели и западному образу жизни:

– Мерилом жизненного успеха у молодых людей в первую очередь является материальное благополучие: возможность покупать то, что хочется и нравится, распоряжаться собственным имуществом, свободно выбирать род занятий, место жительства. Это означает, что у нынешнего поколения молодежи сложилось восприятие действительности, ко­торое культивирует ставку на успешность и достижение высокого профессионального и социального статуса.

Молодые белорусы все чаще откладывают период взросления, что ведет к отсрочке таких наиболее важных жизненных этапов, как уход от опеки родителей, со­здание семьи и рождение детей, утверждает Николай Сухотский:

– Это подтверждают и результаты опроса, проведенного Академией управления при Президенте в 2020 году. Так, в сравнении с данными 2014 года у молодежи значительно снизилось значение желания иметь детей (с 59 процентов до 47,4), особенно это заметно среди мужской части населения (с 64,1 процента до 41,2). Также по срав­нению с 2016-м в прошлом году молодежь стала намного чаще отмечать моральную неготовность исполнять родительские обязанности, что говорит об усилении ин­фантилизации молодого поколения. За­метной инвестицией в собственную жизнь становится целенаправленное укрепление своего здоровья – ценности более важной для молодежи, чем семья и дети.

Еще один фактор: пока медленно, но растет число чайлдфри – людей, которые сознательно не хотят заводить детей. Так, если в 2014 году среди молодых людей в возрасте 18–24 лет было 1,8 процента нежелающих иметь ни одного ребенка, то в 2020 году – уже 5,2 процента, подмечает Николай Сухотский:

– Цифры на первый взгляд незначительные, но тенденция заставляет задуматься. Снизилась доля молодых людей, которые мечтали о трех и четырех детях. При этом количество молодежи, которая хотела бы двух детей (это самый популярный ответ), остается стабильным – 54,8 процента.

Полную версию статьи читайте на сайте "Беларусь Сегодня"