Участие делегации БИСИ в XX заседании Форума ШОС в г. Нью-Дели 21 – 22 мая стало хорошим поводом для сверки часов и на двустороннем треке. В этих целях на площадке Центра передового опыта Глобального Юга (Global South Centre of Excellence) DAKSHIN был организован экспертный круглый стол. В нем приняли участие чиновники МИД Индии, дипломаты Посольства Беларуси, а также представители академического, экспертного и стратегического сообществ Индии, которые специализируются на изучении евразийского региона. На полях между БИСИ и DAKSHIN был подписан меморандум о взаимопонимании.
В ходе встречи автору представилась возможность порассуждать (возможно, где-то и субъективно) на темы нынешнего состояния и образа будущего двусторонних отношений Беларуси и Индии. Озвученные тезисы были условно разделены на три смысловых блока.
1. Что реально происходит?
Ключевой посыл заключался в том, что мы, по большому счету, растеряли интерес друг к другу как партнеры. Нынешние белорусско-индийские отношения формально можно охарактеризовать как корректные и дружеские, но малозначимые для обеих сторон, поэтому малоинтенсивные. Достаточно сказать, что политический диалог на высшем уровне не ведется с июня 2019 года – с момента встречи национальных лидеров на полях саммита ШОС в г. Бишкеке.
Очередное заседание белорусско-индийской комиссии по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий и культуры переносится более двух лет. Периодические встречи по линии МИД двух стран не вызывают существенных подвижек в двусторонних связях.
Вместе с тем собеседники БИСИ среди работающих у нас индийских бизнесменов (пусть пока и немногочисленных) видят Беларусь, несмотря на сравнительно небольшой размер территории, как страну больших возможностей.
2. Почему так происходит?
Эрозия взаимного интереса в основном обусловлена дефицитом объективной разноплановой информации. Его усугубляют стереотипы восприятия, которые формируют в стенах Южного блока (здание МИД Индии) не имеющий ничего общего с реальностью имидж нашей страны, а зачастую ангажированный взгляд и позицию.
Вероятно, дело здесь и в том, что геополитически Индия была и остается вмонтированной в западноцентричную систему ценностей как один из основных (наравне с КНР) бенефициаров глобализации. По этой причине стратеги и элиты в Нью-Дели в любом случае смотрят на мир и свои зарубежные партнерства именно через эту оптику. Например, крупнейшее ИА «Press Trust of India» (PTI) пишет о ситуации в Беларуси исключительно на основании репортажей оппозиционного журналиста белорусского происхождения агентства «Associated Press».
Как результат, слабая динамика белорусско-индийской повестки на местах – число проводимых совместно мероприятий в Беларуси, например в сравнении с РФ, ничтожно мала. В Индии их ненамного больше. Для повышения уровня и качества взаимной осведомленности нужны иные масштабы и их информационное сопровождение.
С другой стороны, наши представления об Индии также зачастую абстрактны и основаны на гораздо бóльшем количестве стереотипов, чем, например, о Китае. Образ Индии, сложившийся в период и после СССР, почти не подвергался ревизии в силу менее интенсивных контактов, чем с КНР, особенно в сфере экономики. Хотя многие предубеждения уходят, нам (как и другим европейцам) пока сложно принять, что Индия кардинально меняется, по-новому оценивая свои роль и место в новом мироустройстве, глобальном управлении и экономике.
Достаточно сказать, что недавно эта страна стала четвертой по величине экономикой в мире (после США, Китая и Германии), обогнав Японию. При сохранении набранных темпов развития через 2,5-3 года есть шанс войти в тройку лидеров. МВФ прогнозирует, что рост ВВП Индии в этом году составит 6,2%.
Как результат, мы вкладываемся в двусторонние отношения по остаточному принципу. Ключевая причина – инерционное восприятие политической карты мира, что приводит к недопониманию нового ранга Индии и отношение к ней как к равному субъекту, но не как к новой мировой державе, внимания которой следует добиваться.
С одной стороны, это может быть связано с доминирующим у нас евроцентричным подходом, а с другой – вытекает из сложной и противоречивой природы самой Индии. Страна воспринимается нами как простой источник инвестиций, технологий и рынок сбыта. При этом игнорируются или пренебрегаются ее насущные потребности.
3. Что надо делать?
Придать новое, отвечающее духу времени, звучание отношениям возможно через интенсификацию взаимодействия на базовом уровне при опоре на прочный культурно-цивилизационный базис. Здесь весьма кстати может прийтись недавняя инициатива Главы государства по созданию в Минске Музея истории мировых религий, где вполне нашлось бы место экспозиции, посвященной индуизму, одной из древнейших религий. Тем более, имея в виду историю присутствия у нас в республике одного из его ответвлений. Вполне вероятно, что такой шаг создал бы благодатную почву для восстановления регулярного доверительного политического диалога на высшем уровне, учитывая особый пиетет высшего руководства Индии к религиозной (индуистской) повестке.
Проявившийся с недавних пор интерес Индии к Европе и теме европейской безопасности при должном подходе можно попробовать конвертировать в более активные контакты в этой сфере, в том числе по линии ШОС. Беларусь как западный форпост ШОС и граничащая с Польшей, с которой Индия в 2024 году заключила стратегическое партнерство, в состоянии гарантированно обеспечивать через свою территорию беспрепятственный транзит индийских товаров на европейский континент (например, через МТК «Север-Юг»).
Подчеркнуто, что Беларусь – как часть ШОС, ЕАЭС и ОДКБ – это пространство устойчивой безопасности и развития в Большой Евразии.
В этой связи индийским партнерам предложено принять активное участие в III Минской международной конференции по евразийской безопасности и убедиться в этом воочию.
Хорошим подспорьем могут стать активные межпарламентские связи, в том числе по линии Рабочей группы Национального собрания Беларуси по сотрудничеству с Парламентом Индии.
В контексте управления восприятием индийских партнеров отмечено, что Беларусь как независимое суверенное государство обладает потенциалом для удовлетворения многих потребностей индийского народа. При этом наши зарубежные партнерства с другими странами в азиатском регионе не направлены против кого бы то ни было, что соответствует внешнеполитическим подходам самой Индии.
Очевидно, что для поддержания ритмичных и беспроблемных торгово-экономических связей важно регулярно, без сбоев, проводить заседания Белорусско-Индийской комиссии по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий и культуры, наполнения их повестку актуальными вопросами взаимного интереса.
Помимо укрепления климата и фундамента политического доверия на высшем уровне, необходимо поступательно расширять бизнес-контакты через большую взаимную осведомленность о страновых потенциалах и возможностях, наращивая в Беларуси численность именно пассионарной части индийской диаспоры. К слову, отношение к этой категории в Нью-Дели весьма трепетное, она рассматривается как стратегический внешнеполитический ресурс.
В этих целях, исходя из уже имеющегося зарубежного опыта, важно стремиться к подписанию Соглашения о партнерстве в области миграции и мобильности с Национальной корпорацией по развитию навыков Индии с учетом позиционирования в последнее время себя как мирового поставщика рабочей силы. Решать эту задачу помог бы также приток индийских студентов в белорусские вузы с предложением специальных стипендиальных программ.
Дополнительно упрочить взаимопонимание и двусторонние культурно-цивилизационные связи способна организация преподавания хинди и индийских исследований в Беларуси и белорусского языка и культуры в университетах Индии.
Это можно делать и через открытие в Индии (по примеру РФ) филиалов белорусских научно-образовательных структур, проведение регулярных образовательных саммитов. К слову, в этом учебном году 15 зарубежных университетов откроют в Индии свои филиалы по направлениям науки, технологий, инженерии и математики.
Повышать взаимную информированность возможно через встречные ознакомительные пресс-туры, а также постоянное присутствие белорусских СМИ в Индии.
Применительно к компетенции БИСИ партнерам в рамках практической реализации подписанного меморандума предложено запустить Белорусско-Индийский экспертный диалог «Немига-Ямуна». По нашему замыслу в идеале он должен представлять собой постоянно действующую диалоговую площадку для периодической сверки часов, обсуждения проблемных аспектов двусторонних отношений и поиска оптимальных взаимоприемлемых путей их развязки. Предложение вызвало живой интерес с их стороны.
Возвращаясь к началу, следует подчеркнуть, что DAKSHIN – это личная инициатива Премьер-министра Индии Нарендры Моди. Она была впервые озвучена индийским лидером на I Саммите «Голос Глобального Юга» в ноябре 2023 года и предполагает обмен передовым опытом между развивающимися странами в таких сферах, как здравоохранение, технологии и сельское хозяйство. Именно по этой причине все проекты по линии DAKSHIN с зарубежными партнерами проходят строгий политический clearance в МИД Индии.
Данное обстоятельство внушает осторожный оптимизм, что озвученные нами тезисы, смыслы и инициативы были услышаны, восприняты и соответственно интерпретированы индийской стороной.