В нашей стране готовится амнистия в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Известно, что под этот гуманный акт подпадут несовершеннолетние распространители наркотиков в составах организованных групп, а также лица, осужденные за коррупцию. Предположительно, предстоящей амнистией будут затронуты судьбы более 10 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч могут быть освобождены из мест лишения свободы.
Подобные решения никогда не воспринимаются в обществе единодушно. Кто-то радуется за родных и близких, получивших возможность вернуться в свои семьи. Кто-то, напротив, опасается за собственную безопасность, ожидает обострения криминологической обстановки. Насколько эти опасения обоснованы? По статистике правоохранительных органов страны, если в целом ранее судимые граждане совершают около 38% преступлений, то из числа прежде амнистированных таких не более 10%. Что касается лиц, судимых за коррупционные преступления, то факты рецидива у них буквально единичные.
В этот раз по судьбе каждого коррупционера Президент будет принимать решение лично, а ко взрослым организаторам сбыта наркотиков, вовлекавшим в преступную деятельность нашу молодежь, никакого снисхождения применяться не будет.
Многие из нас помнят судебный процесс осенью прошлого года в Гомеле, он широко освещался в СМИ. На скамье подсудимых — взявшиеся за руки юные влюбленные, Станислав и Екатерина. «Поработали» закладчиками менее двух месяцев. Первым начал незаконный промысел парень. Зачем? Шокирующий ответ: «Хотел водить в кафе Катю». В итоге статья за распространение наркотиков в составе организованной группы. Таким, как они, по амнистии могут сократить срок отбывания наказания на один год.
Распространителей наркотиков и психотропов никто не оправдывает. Они совершили преступления и должны нести за это наказание. Но ведь большинство из них — молодые люди, в том числе несовершеннолетние, многие из которых отбывают наказание впервые. Не исключено, что это наши соседи, одноклассники детей, сыновья коллег по работе, для кого-то — родные люди.
В ближайшее время отдельные из них могут быть помилованы Главой государства. А значит, получат шанс на нормальную жизнь: завершат образование, найдут работу, создадут семьи. Среди таких молодых людей есть и девушки. Для них особенно важно не терять жизненное время в местах лишения свободы. Многие мечтают о своих детях, поэтому каждый год буквально на вес золота. «Наша задача — обеспечить не только неотвратимость наказания за содеянное, но и скорейшую социализацию таких лиц», — подчеркнул Президент.
Принципиальное решение — просьбы о помиловании будут рассматриваться только в том случае, если близкие родственники отбывающих наказание смогут за них поручиться. Это сын за отца не отвечает, а отец за своего сына должен отвечать всегда. Сегодня это эксперимент, а в дальнейшем применение поручительства при помиловании может стать одной из самых эффективных профилактических мер.
Трижды прав Президент, отметив, что ответственность за молодежь, осужденную за «наркотические» преступления, лежит в том числе на взрослых. На родителях, на педагогах, на всех окружающих. Если бы мы все своевременно реагировали на малейшие сигналы, выдающие отклонения в поведении молодых людей, то сегодня сотни из них могли бы приносить пользу государству и своим близким, а не находиться в местах лишения свободы.
Никакие суды и амнистии, помилования и поручительства не помогут, если не только правоохранительные органы, но и все общество не объявит непримиримую борьбу с наркотиками и психотропами. Этот социальный вирус намного страшней и коварней «ковида», с которым сегодня сражается весь мир. И даже глухая самоизоляция здесь не поможет.
И еще одно очень важное уточнение. Решение о применении амнистии Глава государства принимал исходя из принципов гуманизма, справедливости и безопасности. Призывы же отдельных околополитических активистов не имеют к этому никакого отношения.