Прошедший год в статусе полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества подтвердил правоту ранее выбранного Республикой Беларусь стратегического курса на вступление в эту Организацию – мы стали сильней сами и укрепили ее базис.
Цивилизационный выбор
Вступление в ШОС для нас не просто дань модному тренду. Это осознанный, цивилизационный выбор в духе времени в пользу прогрессивного мирового большинства. В его костяке – амбициозные растущие государства Глобального Юга и Востока, которые определяют и будут определять будущий миропорядок. Среди них – давние друзья и партнеры Беларуси: прежде всего Россия, Китай, Индия.
Почти за 25 лет существования ШОС превратилась из простого многостороннего механизма встреч глав государств, сугубо президентского клуба, в крупнейшую в мире с точки зрения общей территории, демографии и ресурсного потенциала региональную международную организацию – уникальную “шанхайскую семью”, демонстрирующую мощную жизненную силу и энергию. Именно с ней (а также БРИКС) мы связываем свое будущее.
Беларусь пришла в ШОС всерьез и надолго. Мы не только пользуется предоставляемыми возможностями, но и берем на себя конкретные обязательства, за которые несем ответственность. Белорусские секторальные инициативы поддерживаются и имплементируются. Вся история взаимодействия с ШОС (от статуса партнера по диалогу до полноформатного членства) не раз подтверждала фундаментальные принципы и философию белорусской внешней политики – надежность, обязательность и последовательность.
Изначально разделяя и активно проповедуя у себя в регионе принципы “шанхайского духа” как идейной основы будущей мировой архитектуры, наша страна органично и естественно дополняет пространство ШОС своим разнопрофильным потенциалом, находясь на стратегическом фронтире между Европой и Азией.
Вместе с тем, входя в “семью” ШОС, Минск не закрывает двери и для стран Запада. Пока они строят на границе заборы и агрессивно милитаризируются мы возводим “мосты” (например, безвизовый въезд) для простых людей и ждем, пока их “заблудшие” политики прозреют и вернутся к активной дипломатии. Тезис “интеграция интеграций от Лиссабона до Владивостока” не утратил своей актуальности, изменились лишь акценты. Мы только требуем взаимоуважительного равноправного диалога, без менторства, предварительных условий и попыток насаждения чуждых нам ценностей.
Всеобщая и неделимая безопасность
Вступление Беларуси в ШОС напрямую связало через территорию нашей страны небеспроблемную Большую Евразию с “горячим” западным плацдармом НАТО и ЕС. Всем известно, какая здесь складывается военно-политическая обстановка.
ШОС – это не военно-политический блок, у нее нет военной компоненты, ключевые принципы Хартии – ненападение, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение разногласий, хотя современные угрозы сложно отделимы от общей повестки. Да и ресурсов отдельных государств, даже самых сильных в военном плане, недостаточно, чтобы им противостоять. Поэтому Беларусь вместе с братской Россией “держат порох сухим” и укрепляют союзный военный потенциал. Отрадно, что кроме РФ наши партнеры по ШОС – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан – также входят и в ОДКБ со всеми вытекающими из статьи 4 Договора о коллективной безопасности взаимными обязательствами.
Как сказал недавно Председатель КНР Си Цзиньпин, “страны-участницы ШОС должны совершенствовать механизм реагирования на угрозы, создавать прочный барьер безопасности и отвечать ожиданиям людей на мирную и спокойную жизнь. Мы должны решительно противостоять гегемонии, запугиванию и унижению, чтобы сделать многополярный мир более справедливым и упорядоченным”.
Беларусь, находясь на западном рубеже ШОС, как признанный донор региональной стабильности вносит свой деятельный вклад в дело всеобщей безопасности на принципах неделимости и культурно-цивилизационного многообразия. Минская площадка не раз становилась местом для мирных переговоров. Серьезно пострадав от войн XX века и будучи сторонницей перезапуска Хельсинкского процесса, Беларусь в 2023 году выступила с инициативой “Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке”. Этот документ призван сформулировать принципы и принципы бесшовной архитектуры безопасности в Евразии – своеобразный прототип “Хельсинки 2.0”.
Принимая во внимание изначальную миссию (обеспечение региональной безопасности), Минск предлагает именно ШОС стать основной площадкой для обсуждения этого документа.
К безопасности через устойчивое развитие
Cостояние защищенности определяет не только военная мощь. Это необходимое, но отнюдь не достаточное условие. Важным фактором является экономика. Через нее прорастает и полицентричный мировой порядок. Основные драйверы здесь – сопряжение национальных стратегий развития государств-членов, совместные масштабные проекты с созданием под них финансовых инструментов, увеличение во взаимной торговле доли нацвалют, конвергенция платежных систем, развитие финансовых механизмов, защищенных от внешнего воздействия, включая предложенную Москвой и Пекином формулу “двойного противодействия двойному сдерживанию”.
Минск давно и последовательно продвигает идею “интеграции интеграций”, выступая за сопряжение форматов ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, СВМДА, БРИКС, АСЕАН в интересах создания сквозного пространства устойчивого развития и безопасности.
В условиях глобальной встряски важно создавать в Евразии прочный транспортно-логистический каркас. По сути, речь идет о геополитическом влиянии на ключевых международных торговых путях. Для формирования в регионе эффективной торговой политики попутно надо решать задачи по модернизации и цифровизации маршрутов, интеграции национальных логических операторов, налаживанию понятной гарантированной системы таможенного транзита, застрахованного от политических рисков.
Следует стремиться к синхронизации работы центров трансфера технологий и артикуляции собственной технологической повестки. Важно перейти от “гонки за лидерством” к более тесной кооперации в целях создания уникальных евразийских технологий на основе уважения технологического суверенитета друг друга, выстраивания недискриминационной системы их трансфера и профильного рынка со страновой специализацией.
Видим потенциал и в целом готовы к системной работе по формированию общего цифрового пространства ШОС, развитию электронной торговли и технологий ИИ.
Не менее важным считаем расширение взаимодействия в сферах возобновляемых источников энергии, освоения мирного атома.
Евразия в целом самодостаточна с точки зрения наличия основных ресурсов, включая трендовые редкоземы. Однако часто навязываемые извне схемы добычи и цепочки поставок приводят к их неконтролируемому вымыванию. Ответом ШОС может стать создание внутренней экосистемы, опирающейся на кооперацию, справедливое, прозрачное распределение сырья.
В условиях обострения в мире проблем продовольственной безопасности в ШОС всегда могут рассчитывать на Беларусь (несмотря на западные санкции) как на надежного поставщика минеральных удобрений, сельскохозяйственной продукции, продовольствия, техники, передовых агротехнологий. Минск последовательно выступает за снятие искусственных барьеров в этой сфере.
Культурно-цивилизационная связка
Несущий каркас ШОС крепок не только едиными безопасностью, экономикой и торговлей. Важнейшим брендом было и остается культурно-гуманитарное сотрудничество.
Организация – общий дом для многих этнических и религиозных групп, традиций, жизненных философий и стратегий, что предполагает важность их понимания и изучения. Поскольку каждая национальная культура в ШОС уникальна и является хранилищем вековой мудрости, надо стремиться к тому, чтобы сделать это наследие доступным для самой широкой аудитории.
Это самобытная среда для взаимного культурного обогащения, сближения народов, особенно молодежи, взаимодействия в сферах спорта, туризма (в том числе медицинского), науки, образования, предпринимательства с широким освещением в СМИ.
В этих целях уже второй год подряд мы реализуем масштабный проект “День национальных культур ШОС” в рамках Международного фестиваля искусств “Славянский базар в Витебске”. Для усиления работы с подрастающим поколением предложена платформа “ШОС для молодежи”. Именно им предстоит реализовывать многие проекты будущего. Кроме того, эффект “брожения” молодых умов (в ШОС их более 800 млн) – это долгосрочный вызов национальной безопасности, особенно при внешней модерации. В данном контексте уместно вспомнить изречение древнекитайского философа Конфуция: “Если ваш план на год – сажайте рис. Если ваш план на десятилетие – сажайте деревья. Если ваш план на всю жизнь – учите детей”.
Развитие ШОС неотделимо и от интеллектуальной поддержки экспертно-аналитического сообщества. Роль дипломатии “второго трека”, представленной площадками Форума ШОС и Консорциума экономических аналитических центров, возрастает. Они находятся в авангарде генерации объединительных идей и смыслов, закладываемых в основу решений уставных органов, которые потом формируют образ будущего Организации.
Но сама по себе идея ничего не значит. Видный индийский реформатор, автор конституции этой страны Бхимрао Рамджи Амбедкар как-то сказал: “…Идея нуждается в распространении так же, как растение нуждается в поливе. В противном случае оба они засохнут и умрут”.
Исходя из этого, именно аналитические центры вместе с массмедиа должны демонстрировать яркие достижения в ШОС, внося мудрость и силу в продвижение мира, стабильности, процветания в регионе и в целом в мире, повышая массовую осведомленность о реалиях, традициях, путях и стратегиях развития стран-членов.
Как предусмотрено утвержденной Главой государства “Стратегией участия Республики Беларусь в ШОС” БИСИ в этом году в статусе Национального исследовательского центра принял участие в XX заседании Форума ШОС в Нью-Дели, где выступил с инициативой принять “Концепцию экспертной дипломатии ШОС”, разработанную совместно с коллегами из ЦМИ ФМО БГУ. Гордимся тем, что БИСИ упомянут в Тяньцзиньской декларации именно в данном контексте".
Сплоченность и единство
Но даже самые мощные экономические и военные потенциалы при надежном культурно-гуманитарном базисе не будут иметь смысла без внутренней консолидации и единства в ШОС.
На фоне вызовов современности ШОС сегодня проходит исторический стресс-тест, возможно, самый серьезный за всю свою историю. Мы видим, как сильные мира сего через торговые тарифы (по сути, политические санкции) под “соусом” квази-миротворчества уже покушаются на национальный суверенитет и безопасность даже самых мощных членов Организации.
Сплоченность и единство – важный фактор противостояния и лучший ответ таким вызовам и угрозам, включая “три зла”: терроризм, экстремизм, сепаратизм. Только вместе мы сможем разрешить наши проблемы, а также монетизировать имеющиеся преимущества на благо наших государств и народов. Мы просто обязаны консолидироваться в зоне ответственности Организации, чтобы стать еще сильнее. Если все страны-члены предпримут для этого конкретные усилия, никто, нигде
и никогда не сможет дестабилизировать у нас обстановку.
С другой стороны, сегодняшние вызовы открывают перед ШОС и беспрецедентные возможности. Вот и в китайском языке в слове “кризис” 危机 wēijī одно из значений второго иероглифа (机) – “удобный случай, важный (подходящий) момент”.
В этой связи мы приветствуем наметившееся возрождение формата “РИК” – Россия, Индия, Китай, которые по-восточному мудро используют представившийся момент.
Образ будущего ШОС: взгляд из БИСИ
В 2026 году мы отметим 25-летие ШОС. Организация сегодня разительно отличается от созданной на заре ХХI века “Шанхайской пятерки”. Динамично и кардинально меняющаяся международная среда с сопутствующими рисками и вызовами делает ее “взросление” более быстрым, чем в обычных условиях. Такая ранняя акселерация, тем более на фоне систематического стресса, имеет свои эффекты. В этой связи у БИСИ есть ряд практических соображений и предложений.
Первое. Чтобы воспользоваться возникающими на фоне кризиса возможностями, ШОС должна идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться, эффективно реагировать на новые вызовы, неукоснительно следовать “шанхайскому духу”. От способности усилить внутреннюю координацию и единство после завершения структурных реформ, оперативно вырабатывать коллективный ответ на новые вызовы и угрозы будет зависеть, станет ли ШОС ключевой платформой обеспечения безопасности и устойчивого экономического развития в Евразии. Для этого, очевидно, нужен сильный и эффективный Секретариат.
Второе. Надо укреплять взаимное политическое доверие, солидарность, преодолевать противоречия, стремиться находить общие интересы и компромиссы, понимать, уважать и терпимо относиться друг к другу, избегать протекционизма и национального эгоизма. Это и есть залог и критерий крепости позиций и авторитета ШОС в глазах остального международного сообщества, которое внимательно на нас смотрит. Смотрит и делает свои выводы!
Третье. Мы просто обязаны найти инновационные модели сотрудничества в экономике, инвестициях и торговле, чтобы наконец-то выйти на прорывные многосторонние проекты. Наши народы должны воочию ощущать солидные выгоды от принадлежности к ШОС. Общественное мнение в странах-членах должно стать базовым критерием и мерилом качества экономической интеграции. Возможно, для этого назрела необходимость усовершенствовать механизм принятия решений, создав механизм контроля их исполнения.
Четвертое. По-видимому, нам не обойтись без отдельного механизма посредничества в конфликтах и управления кризисами. ШОС достаточно “выросла”, чтобы просто созерцать те сложные процессы, происходящие в Большой Евразии. Это, наверно, позволило бы также частично снижать градус напряженности, возникающей порой между отдельными государствами-членами. В своей “семье” мы должны разбираться сами, “не вынося сор из избы”. Преобразование РАТС ШОС в Универсальный центр по противодействию вызовам и угрозам безопасности создает для этого хорошие предпосылки.
“Пилотным проектом” может стать возобновление работы Контактной группы “ШОС-Афганистан”. Тем более, эта страна формально остается наблюдателем в Организации, являясь важным звеном в сопряжении Центральной и Южной Азии – географического ядра ШОС, экономического пространства Евразии в целом, а также в обеспечении региональной безопасности.
Пятое. На фоне упадка многосторонних платформ, например, ООН и ОБСЕ, вероятно, не надо делать самоцелью превращение ШОС в универсальный механизм. По всем параметрам это региональный блок (хотя и признанный глобально дипломатический игрок), поэтому укреплять и совершенствовать его следует в таком формате. Возможно, в этом состоит его сила и привлекательность. Не к глобализму нужно стремиться, а решать “земные” проблемы, которых немало. Это касается и расширения. Да, ШОС должна прирастать. Но не ради гонки за численностью и в угоду чьим-то амбициям.
Шестое. Организация стала самодостаточной и переросла логику противопоставления. Позиционирование ее как альтернативы или оппонента Запада – устаревший нарратив. ШОС – это не антагонист, а архитектор новой принципиально модели международных отношений и системы глобального управления мировым порядком, основанной на равенстве, взаимном уважении и прагматизме. Кстати, об этом недавно заявлял и МИД КНР, подчеркивая, что ШОС поднялась над устаревшими концепциями “столкновения цивилизаций, холодной войны и игры с нулевой суммой”.
Седьмое. Как международной структуре нового типа ШОС важно не только гибко адаптироваться и подстраиваться к меняющемуся миру, но и пытаться заглядывать за горизонт. Формирование привлекательного образа евразийского будущего является стратегически важным с точки зрения целеполагания развития. Хотя сегодня его горизонт размыт туманом конфликтов, надо стремиться к тому, чтобы разглядеть за этой пеленой мирную перспективу. В этой связи приветствуем принятие Стратегии развития ШОС до 2035 года, в согласовании которой БИСИ также принял участие. В этом документе прописаны четкие контуры и ориентиры образа будущего Организации, которые обозначают ее перспективную стезю как Сообщества единой судьбы.
Весьма символичным в данном контексте видится и лозунг Тяньцзиньского саммита “Продвижение “шанхайского духа”: ШОС в действии”, равно как и прошедшее под этим девизом насыщенное председательство Китая, открывшее эпоху полноформатного членства Республики Беларусь в Организации. Наша страна ‒ наглядный образец того, как путь в ШОС может быть последовательным, органичным, созидательным и ответственным.