Тенденция замедления роста мировой экономки, четко проявившаяся в 2019 году, продолжилась и в 2020-м. Вопреки бытующему стереотипу о том, что причиной экономического спада выступили пандемия COVID-19 и сопряженные с ней социальная напряженность и политическая турбулентность в ряде стран, эксперты говорят лишь об обострении «хронических болячек» мировой экономики. По их мнению, коронакризис усугубил риски, связанные с десятилетней волной роста объемов задолженности по всему миру, в результате чего произойдет давно прогнозируемое замедление темпов потенциального роста экономики в течение следующих десяти лет.
Изобретение и регистрация вакцин, а также быстрые темпы восстановления экономики Китая, на долю которого приходится более 18% мирового ВВП (по паритету покупательной способности) стали поводом для улучшения большинством крупных международных организаций ранее сделанных ими глобальных прогнозов.
Еще одна причина, по которой прогнозы становятся более оптимистичными, заключается в том, что в мире постепенно снижается неопределенность относительно будущего. Благодаря решению властей большинства стран во время второй волны не принимать жестких мер и вводить ограничения только в сферах, предполагающих тесное межличностное общение (развлечения, туризм и гостеприимство), уровень стресса снизился, начала восстанавливаться деловая активность и тенденция к компенсационному росту стала очевидна.
Влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на поведение в сфере экономики, принятие экономических решений отдельными лицами и учреждениями и последствия этого влияния на рыночные переменные (цены, прибыль, распределение ресурсов) изучается поведенческой экономикой. В рамках данного направления исследований часто употребляется термин «экономическое поведение» – логический выбор из возможных альтернатив с целью минимизации издержек и получения максимальной выгоды, который по сути является адаптацией населения к изменяющейся среде.
Как считают эксперты, хотя экономический кризис продлится не один год, массовая вакцинная координация действий и сотрудничество приведут к постепенному восстановлению мировой экономики в 2021 и 2022 годах.
В то же время эксперты усматривают ряд существенных рисков для мировой экономики в 2021 году. В их числе – кратковременный срок действия вакцины, риск мутации коронавируса, изменение введенных ограничительных мер в Европе и США без адекватного отслеживания цепочек заражения, «ошибки регуляторов», связанные с преждевременным ужесточением денежно-кредитной политики, обострение проблем с устойчивостью долговой ситуации в странах с формирующейся рыночной экономикой уже в нынешнем году, неконтролируемые слабые стороны банковского сектора в условиях, когда на первый план выходит риск неплатежеспособности, а также для отдельных стран – введение санкций.
На основе анализа глобальных прогнозов могут быть выделены тенденции развития мировой экономики на 2021 год.
Во-первых, темпы восстановления мировой экономики останутся невысокими. Эксперты отмечают, что синхронное глобальное восстановление, когда рост как на развитых, так и на развивающихся рынках ускоряется одновременно, происходит крайне редко (последний раз это было в 2017 году), однако подобное явление может произойти во втором квартале 2021 года. Одной из причин сдержанного экономического роста называется продолжающийся торговый конфликт между США и Китаем, у которого самые благоприятные экономические перспективы.
Во-вторых, восстановление экономики будет неравномерным для разных регионов. По оценкам экспертов, наиболее существенные издержки претерпевают развивающиеся регионы. Заметно экономический рост замедлится в тех странах, которые серьезно пострадали от пандемии COVID-19 и ее побочных эффектов через туристическую деятельность и экспорт промышленных товаров.
В частности, эксперты считают, что среди стран бывшего СССР относительно быстрый восстановительный рост прогнозируется для Узбекистана, Кыргызстана, Грузии, Таджикистана – во всех этих странах, равно как в Украине и в Молдове, темпы роста ВВП в ближайшие два года могут превысить российские. Страны, экономика которых основана на сфере услуг, такие как Франция, Великобритания, Испания, или чья экономика по большей части ориентирована на экспорт товаров производственного значения, такие как Япония и Германия, к концу 2021 года не восстановят объемы производства. Годовые темпы роста экономики Еврозоны будут невысокими из-за медленного восстановления промышленного производства.
В-третьих, прогнозы на ближайшую перспективу остаются крайне неопределенными и допускают многосценарность. Процесс восстановления экономики может происходить по-разному: быстрый рост за резким спадом (V-образный сценарий), экономическая активность будет находиться на более низком уровне (U-образный сценарий), после восстановления начнется резкий спад, а затем – снова наращивание активности (W-образный сценарий) и т.д. Наиболее убедительным представляется К-образный сценарий, когда линия «вверх» символизирует ускоренно растущие во время пандемии секторы экономики (онлайн-магазины и развлечения, сервисы для видеоконференций, биотехнологии и фармацевтика), а линия «вниз» относится ко всем остальным отраслям, включая энергетику, туризм и гостеприимство.
В-четвертых, отрасли, ориентированные на внутренний спрос, будут демонстрировать более высокую динамику. Стимулирующая денежно-кредитная политика и политика расширения бюджетных расходов окажут позитивное воздействие прежде всего на внутренний спрос. Компании, ориентированные на внутренний рынок (сектор услуг и строительство), будут демонстрировать опережающую динамику по сравнению с теми компаниями, которые полагаются на доходы из-за рубежа и на глобально интегрированные цепочки поставок.
В-пятых, сохранится высокий уровень социальной напряженности в результате снижения роли государства как инструмента социальной справедливости. Усилится давление на регуляторов со стороны отдельных социальных групп и слоев, призывающих к изменению финансово-бюджетной политики в сторону большего перераспределения доходов в их пользу. В этой связи, по мнении экспертов, восстановление мировой экономики должно сопровождаться структурными реформами, направленными на расширение возможностей мигрантов и уязвимых слоев населения, а также смягчение последствий изменения климата.
Идеология форума Давос-2021 состоит в «большой перезагрузке капитализма», которая должна простираться дальше экономических мер: «глобальные действия должны подкрепляться миссией по изменению общества, чтобы сделать его более инклюзивным и сплоченным, чтобы обеспечить соответствие экологической и социальной устойчивости».
Экономическую ситуацию в Беларуси международные организации оценивают сквозь призму беспрецедентного опыта республики в борьбе с пандемией COVID-19. Именно в жесткой позиции Главы государства по недопущени локдауна, характерного для большинства стран мира, эксперты видят причину не столь значительного спада белорусской экономики, который прогнозировался как экспертами, так и экономическими властями страны.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, объем ВВП в сопоставимых ценах за период с января по ноябрь 2020 года составил 99,1%. В текущих ценах констатируется объем ВВП равный 133,9 миллиардов рублей, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Бюджет Беларуси на 2021 год сверстан с тем целевым показателем, что ВВП прирастет на 1,8% (в 2022 году – 102,9%, в 2023 году – 103,8%).
Вместе с тем прогнозируется, что прорыва в экономике за счет раскрытия внутренних резервов в 2021 году в экономике Беларуси не случится. Надежды на экономический рост и положительную динамику ВВП эксперты связывают с окончательным преодолением пандемии в мире. Более того, отмечаются отдельные попытки «навешивания» на республику ярлыка страны, якобы виновной в «проседании» экономики как минимум регионального масштаба.
Согласно прогнозу Всемирного банка на 2021–2022 годы, несмотря на экономический рост стран Восточной Европы, бывшего СССР и стран Центральной Азии в 2021 году (хотя и всего на 3,3% и будет восстанавливаться с трудом), Беларусь останется единственной постсоветской страной, экономика которой сократится. При этом имевшая место политическая напряженность в Беларуси называется одной из главных причин скромного экономического роста Восточной Европы в 2021 году – на 1,3%.
В числе основных рисков для экономики Беларуси в краткосрочной перспективе зарубежные эксперты (включая экспертов РБК, Центра макроэкономических исследований «Сбербанка») указывают падение ВВП, обесценение национальной валюты, рост государственного долга, крайне медленное накопление золотовалютных резервов, тотальная «привязка» к доллару, дефицит бюджета, потери на приостановке поставок российской нефти, слишком «занятый» государственный сектор с рядом нерентабельных предприятий, переезд бизнеса в другие юрисдикции, особенно IT-компаний, лишение зарубежных инвестиций и кредитов, внешнеполитическое давление со стороны ЕС и США.
Практически все независимые исследовательские центры страны (включая Исследовательский центр ИПМ, Исследовательско-образовательный центр BEROC) подвергают критике официальные прогнозы развития экономической ситуации в Беларуси. Главными аргументами независимых экономистов выступают «нестабильность» общественно-политической ситуации и формирующиеся в отечественной бизнес-среде стереотипы относительно намерений экономических властей.
По результатам проведенного Кастрычнiцкiм эканамiчным форумам (KEF) в декабре 2020 года опроса 211 компаний, реализация намерений «напечатать денег и дать их государственным предприятиям на модернизацию», «установить жесткий контроль над ценами», «создать крупные холдинги на базе государственных предприятий и концернов» ухудшит экономическую ситуацию в Беларуси, «проведение масштабной приватизации государственных предприятий» незначительно ее улучшит, а «резкое сокращение сроков подключения к электросетям и другой инфраструктуре» не повлечет никаких изменений.
Наряду с профессиональным взглядом на экономические процессы и тенденции, типичным явлением времени стало обилие поверхностных публикаций, изобилующих «критикой ради критики» в духе «источников для экономического роста, повышения благосостояния населения у нас практически не осталось». В результате подобной риторики у значимой части населения республики формируется тревожно-депрессивный образ будущей белорусской экономики, усугубляющийся по мере отдаления перспективы. Подтверждением тому являются в том числе результаты социологических исследований.
Например, по данным проведенного Центром социально-гуманитарных исследований УО «Белорусский государственный экономический университет» в ноябре – декабре 2020 года опроса, половина населения Беларуси (49,6%) называет социально-экономическое положение в стране плохим, треть (35,2%) – средним и лишь 5,3% – хорошим. При этом доминантное большинство белорусов (44,3%) считают, что в ближайшие полгода социально-экономическая ситуация в Беларуси ухудшится, четверть (24,4%) – не изменится, 7,1% – улучшится.
Среди белорусских независимых исследовательских центров доминирует позиция, согласно которой ключевая проблема экономики республики заключается не столько в экономическом спаде, сколько в т.н. стагфляции, проявляющейся в наличии одновременно двух составляющих: отсутствии экономического роста и высоких инфляционных ожиданий. В сложившихся условиях предлагается искать те направления, которые могли бы «запустить» национальную экономику без существенно ущерба от инфляции.
Позитивными маркерами в указанном контексте являются позиции Беларуси в Глобальном индексе экономического мышления (15-е место из 74) и Глобальном индексе инноваций (64-е место из 131) по итогам 2020 года, свидетельствующие о высокой степени готовности белорусского общества к переходу к экономическому росту на основе внедрения инноваций и инновационного творчества. Подобные ориентиры отражены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и ряде проектов нормативных правовых актов.
Так, целями проектов Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу», Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности», подготовленных в соответствии с решением Главы государства по проведению работы, направленной на либерализацию предпринимательской деятельности, обозначены развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности и исключение излишних требований, предъявляемых к бизнесу, снижение воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на предпринимателей.
Таким образом, прогнозирование развития экономической ситуации в Беларуси становится жесткой конкурентной средой «фьюче-мейкеров» за формирование образа будущей экономики республики и право предопределять реальное экономическое поведение людей. Фактически сегодня сформированы две противоположные «картины мира»: экономическими властями Беларуси – стабильно позитивная, международными организациями и белорусскими независимыми исследовательскими центрами – стагфляционная с тенденцией неуклонного экономического и геополитического ослабления. То есть если в первом случае экономисты исходят из задачи стимулировать экономическую активность населения и в итоге – «взбодрить» национальную экономику, а во втором, наоборот, ввести общество в депрессивное состояние и тем самым минимизировать шансы экономического развития под руководством действующих властей.
В сложившихся условиях ключевое значение имеет доверие общества к предлагаемым моделям, которое зависит от соотношения декларируемых постулатов с повседневной реальностью (динамика цен, курса валют, покупательской способности заработных плат, создание доходных производств и рабочих мест). Конкретные, осязаемые уже в ближайшее время результаты реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и иных решений, одобренных Шестым Всебелорусским народным собранием будут способствовать, с одной стороны, повышению доверия к белорусской экономической модели, а с другой – усиливать позитивную составляющую прогнозов в отношении Беларуси.