Количество недостоверной («фейковой») информации постоянно увеличивается и, как уже отмечалось БИСИ, становится одним из наиболее распространенных инструментов манипуляции общественным сознанием.
Социология располагает огромным количеством инструментов и методов исследований. В то же время в обыденном понимании она чаще всего ассоциируется с несколько упрощенной формулой «Пришел. Увидел. Опросил», т.е. с опросом как самым популярным методом изучения общественного мнения.
Кстати, мало кто знает, что в СССР едва ли не первое полноценное социологическое исследование в масштабах всей огромной страны в начале 1930-х годов провел… Самуил Маршак, собравший и обобщивший обширный массив писем-ответов советских детей на заданные им через газету вопросы о том, какой, на их взгляд, должна быть детская книга).
Опрос действительно позволяет выявить новейшие скрытые и явные тенденции, отследить динамику изменения настроений в обществе, с высокой долей вероятности прогнозировать возможные сценарии развития событий, предложить пути решения беспокоящих общество проблем. Вместе с тем результатам многочисленных опросов, размещаемых в новостных лентах Интернет-ресурсов, в полной мере можно доверять далеко не всегда.
Например, в конце ноября 2019 года новостные заголовки запестрели сообщениями о том, что «почти 90% белорусов выступили за союз с Россией». Обращение к первоисточнику показало, что 90% получилось от некорректной суммы двух совершенно разных показателей: тех, кто приемлемыми для Беларуси считает союзнические отношения с Россией (около 58%), и тех, кто считает, что отношения двух стран должны быть партнерскими (около 32%).
Набирающие популярность опросы Telegram-каналов, в которых участвуют десятки тысяч подписчиков, на первый взгляд, намного превышают возможности социологов с их обычной республиканской выборкой в 1600–2000 тысячи респондентов.
Следует, однако, учитывать, что даже при условии корректной постановки вопросов Telegram-опрос дает срез мнений аудитории лишь одного канала, без учета ее социально-демографических, профессиональных и других необходимых для социологического исследования характеристик. Следовательно, подобный опрос может быть интересен и даже чем-то полезен (например, в маркетинговых целях для выявления предпочтений конкретной аудитории), однако о настроениях всего общества по нему судить нельзя.
Распознанию достоверности либо некорректности «последних результатов опросов», публикуемых в СМИ, будет способствовать учет основных правил – «лакмусовых бумажек» качественного социологического исследования. Они включают:
- Информация об источнике.Полное название организации или структуры, проводившей опрос, а в случае научного исследования – фамилии и публикации авторов.
На выборах Президента Республики Беларусь 2010 г. агентство эффективных коммуникаций INSIDE (Россия) якобы проводило экзит-пол на 20 избирательных участках в Минске, Бресте, Витебске и Лиде. Впоследствии агентство заявило, что неофициальный экзит-пол был дипломной работой… В отношении экзит-пола SOCIUM, который якобы проводился на тех же президентских выборах, выяснилось, что такой социологической службы в принципе не существует.
- Метод исследования и выборка. Без полного описания методов и расчетов выборки невозможно сделать вывод о достоверности, репрезентативности и обоснованности (валидности) публикуемой информации. При этом массовость опроса не означает его достоверности. Также результаты опроса, проведенного в небольшой группе (например, среди друзей), нельзя экстраполировать на все общество.
Суть выборки точно и образно определил Джордж Гэллап: «Для того, чтобы оценить вкус приготовленного супа, вовсе не обязательно вычерпывать всю кастрюлю до дна. Достаточно перемешать суп и отведать одну ложку».
- Регион проведения опроса. Региональный срез может точно «подсветить» локальные проблемы, волнующие население.
Новостной заголовок «Опрос проводился во всех городах/деревнях Беларуси» содержит заведомо ложную информацию, поскольку выборка никогда не включает в себя «все города».
- Формулировка вопросов. Некорректно сформулированный вопрос искажает получаемую информацию.
Общее правило опроса состоит в том, что один вопрос должен содержать один вопрос.Например, в следующем вопросе содержится два разных вопроса, что делает невозможным получение достоверной информации: «Вы знаете, что фирма «АБВГД» продает электронные игрушки и является единственным их продавцом в нашем регионе?».
Помимо некорректной постановки, вопрос может содержать и открытую манипуляцию. Классическим примером выступает вопрос: «Давно ли Вы подвергались насилию?», в котором любой вариант ответа («да, давно», или «нет, недавно») является утвердительным.
- Полные данные опроса. Анкета и таблицы результатов обычно публикуются в полном объеме отдельным приложением к любому размещенному в общем доступе исследованию. Их отсутствие в аналитическом докладе или научной работе дает основание сомневаться в качестве предлагаемой информации.
Борьба с «фейками» и «вбросами» бесконечна и требует задействования значительных ресурсов. Знание и использование основных правил работы с информацией будет способствовать формированию «информационного иммунитета» населения, а также повышению качества и достоверности размещаемого контента.