Высокая доля проблематики газовых поставок в ЕС из Российской Федерации в СМИ самых разных стран является отражением не только нарастания противоречий между ними, но и параллельно кардинальных изменений в обеспечении энергетической безопасности европейских стран. В последнее десятилетие ЕС двигался по двум направлениям в энергетической политике: снижение зависимости от одного поставщика (Россия) и расширение использования альтернативных источников энергии с перспективой реализации большого «зеленого перехода».
Специальная операция России в Украине в значительной степени способствует ускорению этих процессов, но никак не означает ломки стратегической линии ЕС. Заместитель председателя Еврокомиссии Ф.Тиммерманс в одном из своих выступлений отметил, что «ЕС нужно прекратить эту зависимость как можно скорее, причем гораздо скорее, чем мы предусматривали до этой войны».
Несмотря на то, что медиа превалирующе трактуют шаги ЕС в энергетической сфере как разрыв с Россией, такого рода подход является крайне упрощенным. Гораздо более информативным и менее эмоционально насыщенным является план «REPowerEU», в котором нашли отражение актуальные тенденции в подходах к разрешению существующих проблем и контуры будущей энергетической политики Брюсселя.
План «REPowerEU» предусматривает меры в трех сферах: диверсификация поставок, экономия энергии и зеленая энергетика. Экономия энергии – это логичный тактический шаг, который лежит на поверхности, наименее затратный и позволяющий частично взять ситуацию под контроль. Предложение ЕК о снижении потребления на 15% для всех стран-членов ЕС полностью укладывается в его концепцию. Реакция, которая последовала от разных стран внутри объединения, свидетельствует о том, что утверждение плана означало его поэтапную, а не мгновенную реализацию. Очевидно, что события в энергетическом секторе развиваются в настолько ускоренном темпе, что реализация намерений на практике требует более жестких и, что примечательно, централизованных подходов.
Россия, несмотря на жесткую риторику, остается в статусе лишь «ненадежного», однако поставщика энергоресурсов в ЕС. Кроме того, в самом ЕС позиции стран в отношении России далеки от единства. Вместе с тем, распространенная трактовка о разломе в ЕС из-за России лишь частично соответствует действительности. Скорее речь идет об осознании того, что парадигма взаимодействия с партнерами исчерпала себя и требует трансформации.
В этой связи в повестку дня ЕС теперь уже на постоянной основе вошла диверсификация. Брюссель прилагает огромные усилия в поиске новых партнеров, которые могли бы поставлять газ и нефть в ЕС. Как оказалось, несмотря на платежеспособность, ЕС сталкивается с точно такими же проблемами, как и государства, не имеющие такого веса на международной арене. Данное направление является самым проблемным участком в кризисной ситуации и поэтому не так активно обсуждается в прессе. Поиск партнеров, которые смогут заполнить бреши в поставках газа, требует выполнения нескольких условий – обеспечение приемлемой цены, наличие инфраструктуры и, самое главное, имеющих имидж, соответствующий ментальной карте ЕС. Как показала практика последних месяцев, ни одно из этих условий невыполнимо в краткосрочной перспективе.
Особый интерес представляет последний пункт, от решения которого зависит будущая модель сотрудничества ЕС с внешними партнерами. По воле судьбы или злому року, большинство стран, обладающих природными ресурсами, не входят в число демократических. Более того, имеют серьезные проблемы с обеспечением прав человека – краеугольным вопросом в стратегии партнерства ЕС. Однако в текущих условиях, как оказалось, эта часть также может быть подвержена пересмотру.
Наиболее примечательной выглядит формулировка, которая предложена в комментариях к Совместному соглашению о стратегическом партнерстве со странами Персидского залива (май 2022 г.). «Несмотря на то, что проблемы с правами человека остаются, искренние и открытые отношения, установленные между ЕС и странами Персидского залива, уступили место развитию диалога по правам человека с рядом стран, некоторые из которых впервые».
Очевидно, что проблема энергетической диверсификации намного глубже и затрагивает сферу идеологического моделирования ЕС в новых условиях. Кроме того, она напрямую включается в противостояние по линии демократических государств с авторитарными. Не подлежит сомнению, что ЕС вступает в период, когда он будет вынужден действовать под давлением внешних обстоятельств, диктат которых будет только нарастать. Высокая планка требований, которая была поставлена в предыдущее десятилетие, потребует выстраивания такой модели, которая позволит сохранить лицо и честь при максимальном учете интересов партнеров.
Оставлять надолго в тени назревающую дилемму становится все сложнее, поэтому параллельно в медиа подогревается тема о том, что ЕС решает не собственные проблемы, а в глобальном масштабе.
Таким образом, ЕС сделана двойная заявка – на формирование новой энергетической экосистемы ЕС и трансформацию энергетических связей в глобальном масштабе. Ключевыми характеристиками новой энергетической модели ЕС станет очевидно расширенный состав участников, перераспределение долей между поставщиками, поэтапное расширение использования возобновляемых источников энергии. Востребованность и оправданность таких действий очевидна. Однако энергетическая диверсификация грозит превратиться в чувствительный идеологический участок, так как уже обнаруживает мультипликационные эффекты в самых разных сферах, на внутреннем и внешнем контурах.
На глобальном уровне ожидается создание некой энергетической коалиции с демократизированными нефтью, газом, полезными ископаемыми и т.д. Между тем в основе амбициозных планов глобального уровня лежит явно теряющий актуальность европоцентричный подход. Тактические шаги, которые предпринимаются Брюсселем, имеют одно крайне уязвимое место – они не содержат предложения для партнеров, а только старые схемы и стереотипы.
Сегодня же сложился четкий запрос на новую конфигурацию подходов, в рамках которой настройки будут задаваться не одним пользователем и в зависимости от его желаний, а учитывать интересы, место, роль и вклад каждого государства в обеспечение стабильности и наличие потенциала для выстраивания будущего.
«Газовый вопрос» обнажил и актуализировал тему двойных стандартов, высокомерия и стратегической «слепоты» отдельных представителей европейских элит. Вхождение в газовый тоннель идет ускоренными темпами, однако может сложиться такая ситуация, когда оба выхода могут оказаться закрытыми.