Дата публикации

О некоторых аспектах обеспечения информационной безопасности в Индии

На протяжении последних десятилетий тема фейков в Индии стала серьезной проблемой. И хотя страна имеет устойчивую и заслуженную репутацию одного из мировых IT-лидеров, до недавних пор власти сравнительно мало внимания уделяли как внедрению кибертехнологий в систему управления, так и использованию их для противостояния киберугрозам. Масла в огонь подлил скандал вокруг базирующейся в Великобритании консалтинговой компании «Cambridge Analytica», которая неправомерно использовала личные данные пользователей в политических целях без их согласия.

В качестве адекватного ответа на растущие вызовы в 2017 году правительство Индии дало старт разработке новой политики (руководящих принципов) в отношении соцсетей для противодействия «антииндийской деятельности», призванной помочь спецслужбам и силам безопасности эффективно бороться с любой пропагандой.

Еще раньше, в 2013-2014 годах, государственным Институтом информационных технологий Indraprastha (г.Нью-Дели) при финансировании Министерства электроники и информационных технологий в рамках проекта «Интеграция аналитики с открытым исходным кодом из традиционных источников и онлайновых социальных сетей для сбора информации» (бюджет – примерно 235 тыс. долларов США) был разработан уникальный программный продукт для контроля контента в социальных сетях – Advanced Application for Social Media Analytics или AASMA.

В феврале 2016 года в СМИ появились сообщения о планах секретариата Совета национальной безопасности создать Национальный центр аналитики средств массовой информации (National Media Analytics Centre), который должен был использовать AASMA. Сообщалось, что этот «софт» в режиме «24х7» способен собирать и анализировать «живые данные» о пользователях из нескольких соцсетей, включая Twitter, Facebook, YouTube, Flickr и Google+, объединять посты, сети связей и комментарии, идентифицировать «топ-пользователей», проводить «анализ настроений» постов, классифицировать их по «позитивным», «негативным» или «нейтральным» категориям, придумывать мгновенные счетчики для подавления вызванного новостями негодования, «чтобы личные мнения не угрожали правопорядку и не превращались в публичные протесты».

AASMA призвано помочь «вспомнить» прошлые модели поведения автора в сети, проверить, сколько раз он занимал негативную/позитивную позицию, предпочтения веб-сайтов и т.д. Кроме того, инструмент также планировалось использовать для создания так называемых «Лабораторий социальных сетей» в региональных отделениях полиции для текущего мониторинга в режиме реального времени с целью анализа настроений в обществе, выявления поведенческих моделей, лидеров мнений, составления прогнозного анализа ожидаемых событий, проведения кампаний по «нейтрализации» негативных настроений в соцсетях и др. Программа способна отслеживать устройства пользователей и их местоположение и отправлять «оповещения» властям в зависимости от установленных критериев.

В августе 2017 года индийские власти отозвали тендерное предложение о создании центра контроля над соцсетями после того, как Верховный суд назвал этот план попыткой создания «государства наблюдения». Но даже до того, как планы правительства стали достоянием общественности, некоторые из государственных ведомств приступили к использованию этого «стратегического» инструмента: к апрелю 2017 года более 40 департаментов штатов и центрального правительства взяли его на вооружение и еще 75 заказали поставку AASMA.

В октябре 2019 года правительство Индии, основываясь на «случаях неправомерного использования соцсетей преступниками и антинациональными элементами», снова вернулось к вопросу регулирования их контента. Новые законодательные рамки должны быть разработаны к середине января 2020 года. Их цель – повысить ответственность платформ соцсетей за размещаемый контент, а также обеспечить его прозрачность.

Обновленный проект правил появился еще в конце 2018 года и на этот раз обосновывался необходимостью остановить поток фейковых новостей, спровоцировавших в некоторых регионах страны волнения и случаи насилия с человеческими жертвами. Обращает внимание, что объект правового регулирования в документе сформулирован весьма широко, что предполагает охват практически любой онлайн-компании – от соцсетей и платформ электронной коммерции до Интернет-провайдеров. Правила не устанавливают четкого определения термина «незаконный контент» с точки зрения индийских законов.

Предлагаемый индийскими властями набор регулятивных мер можно разделить на три блока:

во-первых, требование от соцсетей масштаба Facebook, Google, Twitter, и TikTok отслеживания в течение 72 часов по запросу правоохранительного органа происхождения контента, который не соответствуют местным законам (в частности, нарушает приватность, пропагандирует ненависть либо вводит в заблуждение), а также «забанить» этого пользователя;

во-вторых, установка у провайдеров автоматических технических устройств для мониторинга трафика, которые позволят изолировать индийцев от «противоправной информации» путем зачистки платформ от «незаконного» контента;

в-третьих, резонансное требование снизить стандарты шифрования сообщений в мессенджерах так, чтобы власти могли отследить отправителя.

Разработчики законопроекта отмечают, что Интернет «стал мощным инструментом». С одной стороны, технологии привели к экономическому росту и социальному развитию, с другой – фиксируется экспоненциальный рост ненавистнических высказываний, фейковых новостей, нарушения общественного порядка, антинародной деятельности, клеветнических публикаций и других незаконных действий с использованием Интернета/платформ соцсетей. Поэтому усиление надзора призвано помочь устранить «постоянно растущие угрозы правам человека и нации», а также защитить территориальную целостность, суверенитет и национальную безопасность.

Дополнительно на такой шаг власти подтолкнул судебный иск Facebook в связи с отказом руководства компании передавать им данные пользователей мессенджера WhatsApp со ссылкой на отсутствие в законодательстве таких норм. Удовлетворение таких требований повлекло бы слом сквозного шифрования, что поставило бы под угрозу безопасность и конфиденциальность клиентов.

По оценкам отраслевых экспертов, сегодня в Индии насчитывается более 600 млн. онлайн-пользователей. Согласно отчету платформы управления соцсетями Hootsuite, YouTube является самой популярной социальной сетью, за которой следуют Facebook, WhatsApp и Instagram. Facebook и WhatsApp имеют около 400 млн. пользователей в Индии, что делает ее крупнейшим для компании рынком. По прогнозам СМИ, по итогам 2019 года число пользователей соцсетей в стране достигнет 627 млн. человек.

Большинство наблюдателей соглашаются с тем, что явно незаконный контент необходимо регулировать. Однако подчеркивается, что необходимость регулировать все, что не является явно незаконным, должна быть тщательно и всесторонне изучена.

Оппоненты правительственной инициативы подчеркивают, что опыт ряда отраслей показал, что госрегулирование сдерживает инновации и создает монополии, поскольку препятствует выходу новичков на рынок. Для страны, которая остро нуждается в стартапах, инновациях и инвестициях, новые правила создадут для этого препятствия.

Кроме того, власти не располагают необходимыми технологическими возможностями для обнаружения и удаления нежелательного контента в соцсетях в необходимых масштабах или с высоким быстродействием.

Правозащитники акцентируют внимание на том, что чрезмерный контроль превратит онлайн-компании в цензоров и может серьезно ограничить свободу слова, что, в свою очередь, приведет к «невообразимому ущербу для демократии».

Функцию регулирования контента соцсетей гражданские активисты предлагают оставить самим технологическим компаниям, которые монетизируют общественный ресурс – личные данные граждан. Правительство должно побуждать их определять и периодически обновлять стандарты контента и руководящие принципы по обеспечению их соблюдения. В идеале это должно делаться через независимый орган с участием заинтересованных сторон, включая гражданское общество и правоохранительные органы. Кроме того, правительство должно стимулировать ответственность платформ соцсетей за явно незаконный контент, если он не будет удален в течение определенного периода. Также необходим прозрачный и быстрый механизм возмещения на случай возникновения разногласий, а бремя доказывания должно лежать на правительстве. Наконец, правительству следует сосредоточиться на решении системных проблем в обществе, так как онлайн-дискуссии просто отражают уже происходящие там процессы. Считается, что строгое соблюдение законности обеспечит большую свободу выражения мнений в Интернете и ослабит потребность в его регулировании.

Индийский кейс логично укладывается в мировой тренд усиления информационной безопасности. После принятия новых нормативных рамок Индия, величайшая демократия в мире, присоединится к растущему списку стран, регулирующих социальные сети, включая Австралию, Китай и Сингапур, а также ЕС.