Как показывают исследования, актуальность тематики Союзного государства в белорусском и российском информационном пространстве с каждым годом повышается. Так, по данным применяемой в Белорусском институте стратегических исследований (БИСИ) информационно-аналитической системы «Инфометрика», в белорусских СМИ за пять лет зафиксировано 63 130 упоминаний Союзного государства, из которых 20 266 приходится на последний год (на основе мониторинга 580 источников). В российских СМИ 46 тыс. и 12,5 тыс. соответственно и (на основе мониторинга 302 источника).
По данным технической аналитики, ассоциативный ряд белорусско-российской интеграции включает конструктивную рабочую повестку, связанную с конкретными проектами (союзные программы, импортозамещение, национальная безопасность, экономика) и их реализацией. Одновременно сохраняются инерционные проблемные аспекты, заслуживающие внимания в контексте развития союзных информационных проектов:
1. Дисбаланс в освещении интеграционных процессов в белорусском и российском пространстве. Так, доля публикаций о России в белорусском информационном пространстве составляет 17%. В свою очередь публикации в отношении Беларуси имеют более скромное присутствие в российском информационном пространстве, составляя 3%.
2. Сохранение, как в белорусском, так и в российском телеграмм-пространстве и околонаучных кругах критических посылов относительно интеграционного потенциала Союзного государства, несостоятельных стереотипов в отношении основ и мотивов интеграции.
3. Практическая невостребованность союзных СМИ («БелРос», Союзное вече» и др.) в качестве эффективных каналов популяризации союзного строительства.
При этом сформировались отчетливые точки схождения союзных нарративов: общая политика памяти о Великой Отечественной войне; стремление развивать евразийскую интеграцию, межрегиональные связи. Положительным трендом становится восприятие интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства в качестве неотъемлемого элемента общей геополитической стратегии обеих стран и эффективного формата сплочения наших народов перед неблагоприятными тенденциями сегодняшнего дня.
Так, за последние 2-3 года существенно возросла динамика вызовов безопасности наших союзных государств. Эскалация военных угроз у границ (например, размещение в непосредственной близости от Беларуси и России более 30 тысяч военнослужащих НАТО и США), совершение диверсий и невообразимых по степени цинизма террористических актов происходит при синхронном нарастании уровня агрессии в информационном поле и в сфере смыслов.
Страны Запада и их союзники из числа бывших социалистических стран и отдельных советских республик открыто формулируют провокационные и реваншистские идеологемы, оправдывающие милитаризацию и последующее переустройство региона, в том числе уже произошедшее расширение НАТО, наращивание военной помощи киевскому режиму на Украине.
Для понимания глубины происходящей деформации идейных установок Запада возможно привести данные исследования динамики концептов исторической памяти на примере пограничных с Беларусью стран. На основе специально разработанной в БИСИ методологии, включающей пять исследовательских позиций – цивилизационная парадигма, самовосприятие, оценка своей истории, отношение к другим народам, квинтэссенция страновой миссии (подробнее изложена в авторской статье на сайте БИСИ) выявлены следующие тенденции:
1. Цивилизационная парадигма коллективного Запада тяготеет в сторону отречения от наследия Второй мировой войны (фактически – обнуления безоговорочной Победы Советского Союза 1945 года) для оправдания по сути осуществляемого демонтажа системы международной безопасности, сдержек и противовесов.
2. Самовосприятие западного мира стремится к осознанию собственной «исключительности» и стремлению к однополярности и полной самоизоляции от всего, что может быть связано с Россией (и, соответственно, с его ближайшим союзником – Беларусью) с подавлением инакомыслия.
3. Восприятие других народов ставится в строгую зависимость от их принадлежности и отношения к так называемой западной цивилизации. В целом отмечается настороженное и недоаерительное восприятие иных народов в целом (ничего общего, исключительно интересы).
4. Оценка своей истории происходит через призму ревизионизма и гиперболизации исторических обид (особенно характерно для Литвы, ссылающейся на «российскую», а затем и «советскую» оккупацию), историческая политика трансформируется в историческую пропаганду и тотальную перепрошивку сознания (польский Институт национальной памяти).
5. Свою текущую «цивилизационную» миссию Запад видит в очередном реванше в борьбе за территории, ресурсы и человеческий капитал, в том числе под предлогом «спасения» от российского духовного и военно-политического влияния.
Таким образом формирующийся исторический, мировоззренческий и политико-идеологический дискурс западных государств направлен на подавление и «отмену» идеологем и концептов, одинаково разделяемых и чтимых как Беларусью, так и Россией.
В этих условиях идеологическое и информационное обеспечение белорусско-российской интеграции, в том числе в контексте создания союзной медиакомпании, требует гораздо большей системности и сосредоточенности. Жизненно необходима выработка осмысленных и скоординированных подходов к защите общих ценностей и исторической правды, а также формированию принципиальных и аргументированных посылов вовне, обозначающих субъектность Союзного государства, его состоятельность и высокий гравитационный потенциал. Основываясь на совокупности результатов проводимых в наших странах исследований общественных тенденций и запросов, возможно предложить следующую модель внешнего и внутреннего идейного позиционирования Союзного государства:
1. Цивилизационная парадигма Союзного государства состоит в принадлежности к единому восточнославянскому миру, основанному на исторической близости союзных народов, самодостаточности для приобретения статуса цивилизационного полюса, готового к масштабированию и развитию интеграционных проектов.
2. Самовосприятие Союзного государства направлено на обращение к истокам и традициям наших народов, готовность к пробуждению резервов исторической памяти для передачи в поколения самобытного культурного кода, основанного на исконно человеческих ценностях.
3. Отношение к другим народам в парадигме Союзного государства базируется на принципах открытости и миролюбия, при этом трансформируется в сторону «разнонаправленных треков» по отношению соответственно к дружественным и недружественным народам. К последним применима политика сдерживания и при необходимости асимметричного противодействия.
4. Осознание Союзным государством общей истории трансформируется в сторону объективной переоценки каждого из исторических этапов через призму их влияния на построение союзного будущего. Формула общей истории произнесена Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ходе выступления на форуме «Это НАША история» 17 сентября 2022 года: «В союзе с восточнославянскими соседями белорусские земли развивались. И Древняя Русь, и Российская империя, и СССР. А в объятиях Запада, не единожды мы находились там, в этих объятиях мы погибали, мы загнивали как нация». В целом данная формулировка может быть применима и ко всему постсоветскому пространству.
5. Квинтэссенция общей страновой миссии Союзного государства может быть сформулирована как «развитие вопреки давлению и агрессии, сохранение и приумножение исторической правды и человеческих ценностей для их последующего укоренения в постконфликтном будущем», которое, уверен, рано или поздно наступит.
Таким образом, на сегодняшний день складывается основа для формулирования общих идеологических концептов, полностью соответствующих национальным интересам обеих союзных стран. На этом пути еще предстоит преодолеть ряд проблем не только внешнего, но и внутреннего характера. Основными способами совместной работы всех заинтересованных видится тиражирование и донесение широкой мировой общественности обозначенных посылов как посредством политических заявлений (в рамках участия в международных мероприятиях, на пресс-конференциях и форумах, в ходе обращений к народам недружественных стран), так и менее публичным путем – через каналы экспертной дипломатии, совместные научные исследования, образовательную и межкультурную коммуникацию.
Из материалов Международной научно-практической конференции «Союзное государство в условиях многополярного мира» (Москва, март, 2024)