Дата публикации

Профессиональная пригодность и «реальность» профессии – важные проблемы в образовательной сфере

Нововведения текущей вступительной кампании в вузы республики коснулись вопросов закрепления талантливой молодежи, помощи региональным вузам, оптимизации экзаменационных процедур в «образовательной вертикали». В целом это воспринято экспертным сообществом и обществом довольно позитивно. Однако отмечается важность проработки и других проблемных аспектов системы высшего образования в рамках подготовки квалифицированных мотивированных специалистов. В качестве ключевых таких аспектов можно рассматривать вопросы профессиональной пригодности.

Так, по оценкам молодых специалистов Витебской области, основной причиной (более 43 %) низкой закрепляемости кадров после обязательной отработки (а порой и прекращения отработки разными способами) и в целом «сохранения в профессии» выступает необдуманный выбор специальности или разочарование в ней. В результате значительные средства, затраченные на подготовку специалистов, «рассеиваются», поскольку после «погружения в профессию» многие покидают не только рабочие места, но и выбранную сферу деятельности, что приводит к «вымыванию» кадров, создает сложности с формированием прослойки опытных специалистов в отрасли. 

Это свидетельствует о недостаточности профориентационной работы и производственной практики как основных источников формирования представления будущих специалистов о профессии. В связи с этим назрела необходимость оценки мотивационных предпочтений выпускников школ, их готовности к освоению определенной профессии, пониманию ее содержания, плюсов и минусов той или иной профессиональной деятельности (особенно по специальностям медицинского, педагогического и ветеринарного профиля). 

Частичным решением такой проблемы может стать развитие практики профильных классов, которые достаточно неплохо показали себя по педагогическому и аграрному профилям. Учащиеся успевают понять «основы реальности» профессии и подходят к вступительной кампании с более обдуманной позицией.
В 2023 году из классов (групп) педагогического профиля выпустилось свыше 400 учащихся. Каждый шестой продолжил обучение в регионе по профилю, поступив в Витебский государственный университет им.П.М.Машерова (выпускники педагогических классов занимают порядка 12 % в наборе вуза на бюджетные места), часть пополняет ряды абитуриентов БГПУ им.Танка.

Целесообразно разрабатывать и внедрять и иные форматы профессионального отбора будущих абитуриентов с привлечением вузов. Хорошо зарекомендовал себя в этом направлении опыт волонтерской работы старшеклассников (в качестве техперсонала, ассистента медработника и т.д.) при медицинских учреждениях, который практикуется, например, в Германии как форма профориентационной работы. Распространить его возможно и на другие отрасли. Данный подход – хорошая возможность на практике оценить потенциал каждого абитуриента.