Активное проникновение информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта во все сферы жизни современного общества обуславливает серьезные изменения в его социально-экономическом развитии.
Сегодня большинство людей сами участвуют в производстве цифровой информации о себе, когда используют цифровые гаджеты, регистрируются и обмениваются сообщениями в социальных сетях, пользуются системами онлайн-кредитования, расплачиваются посредством смартфонов за товары и услуги и т.д. Обработка таких данных различными субъектами позволяет определять модели поведения людей, их социальный портрет, оценивать настроения в обществе как с точки зрения принятия важных решений в самых разных сферах, так и с целью управления государством в целом.
Все чаще на экспертном уровне имеют место дискуссии по вопросу формирования в условиях цифрового общества «системы социальной эффективности».
Систему социальной эффективности обобщенно можно описать как совокупность инструментов социального мониторинга, направленную на поддержание в государстве высокого уровня социального доверия и благополучия через поощрение общественно значимых действий граждан с активным использованием цифровых технологий. Ее проявления уже существуют в государствах с развитыми IT-технологиями от оценки кредитоспособности заемщиков (скоринга) в США и других западных странах до системы общественного доверия в Китае.
Основное предназначение данной системы – реализация на практике принципов доверия, прозрачности и гармоничности во взаимоотношениях по линии «личность-общество-государство». В нее могут включаться реальный сектор экономики, рынок аренды недвижимости, туристическая отрасль, реклама, сфера культурно-массовых мероприятий и все то, что является частью повседневной жизни большей части общества. Применительно к ПДД, например, – это безопасное и комфортное дорожное движение как для водителей, так и для пешеходов.
В числе желаемых социальных эффектов системы социальной эффективности эксперты называют мотивирование общества к саморазвитию и запуск социальных лифтов для представителей всех социальных групп, повышение дисциплинированности граждан, а также социальная мобилизация в сложные для страны периоды.
Показательным примером диджитализации является Китайская Народная Республика. В 2010 года эта страна приступила к созданию т.н. «системы социального кредита», которая была бы способна анализировать тенденции развития и прогнозировать будущее с учетом актуальных запросов населения. В настоящее времени в КНР с большой степенью успешности реализуются проекты «Умный город» и система цветовых QR-кодов, определяющая свободу передвижений и уровень доступа того или иного человека к публичной инфраструктуре на основе состояния его здоровья. Основанные на данной системе модели социального управления продолжают применяться китайскими властями сегодня в рамках борьбы с Covid-19.
Более того, с 2021 года любые экономические, социальные и даже бытовые действия в Китае не только онлайн, но и оффлайн планируется осуществлять только на основе электронного идентификатора личности. С этого же времени подключение к единой интегрированной системе общественного кредита станет обязательным и для иностранных юридических лиц.
Сегодня наше государство стремится к некоему «экологическому изменению», когда посредством интеграции предпринятых во всех сферах и сегментах жизнедеятельности шагов формируется социальный климат в стране в целом. Этот процесс в том числе предполагает широкое использование потенциала передовых технологий, Интернета вещей и массивов больших данных, а также цифровых платформ.
Важным шагом на пути развития Беларуси стало утверждение Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, которая предусматривает охват цифровизацией практически всех сфер общественной жизни. Реализация этой программы ведет к все большему увеличению уже имеющегося объема данных о гражданах страны и создает условия для отражения социальной эффективности каждого гражданина.
Одним из первых шагов на пути к внедрению системы эффективности стала идея начисления штрафных баллов водителям за нарушение ПДД, которая пока не нашла поддержки со стороны населения. Уже с первый дней общественных обсуждений стало понятно, что система штрафных баллов ассоциируется у белорусов не с предупреждением нарушений ПДД, а с административным взысканием в виде лишения водительских прав. Главным образом это обусловлено эмоционально-психологическим восприятием людьми подобных нововведений.Любой человек по сути своей больше склонен получить поощрение за то или иное участие в государственных проектах. Привыкнуть к системе социальных наказаний сложнее. Накопление штрафных баллов или иных отрицательных оценок воспринимается людьми как постоянный административный прессинг – попытка удерживать всех водителей в состоянии напряжения и страха перед возможными мерами ответственности.
Поэтому выстраивание системы социальной эффективности в Беларуси целесообразно начинать не с карательных инструментов, а с формирования системы обмена данными национального масштаба, частью которой будут выступать меры обеспечения безопасности дорожного движения. Система штрафных баллов должна быть нацелена на реальную опасность и определенную группу участников дорожного движения, а также нести помимо негативного момента для систематических нарушителей позитивные бонусы для дисциплинированных водителей, как это принято в ряде зарубежных стран (например, путем введения понижающего коэффициента при уплате страховых взносов владельцами транспортных средств).
Развитие системы социальной эффективности в Беларуси – это лишь вопрос времени и приемлемости ее конкретных механизмов для белорусского общества.
Хотим ли мы быть под «цифровым колпаком» и пользоваться благами высоких технологий, обеспечивающими нашу безопасность и комфорт? Или все же в нашей жизни должны быть свободные от контроля пространства, применяя запрет на отслеживание и сбор персонализированной информации? Ответы на эти вопросы могут быть найдены лишь в результате общественного консенсуса.
Несомненно лишь одно: по мере глобальной цифровизации всех сфер жизни, которую еще больше подтолкнуло социальное дистанцирование в условиях пандемии Covid-19, процесс проникновения информационно-коммуникационных технологий в окружающую нас повседневность будет ускоряться. И именно от того, насколько объективно, продуманно, логически выстроено, эмоционально независимо будет происходить движение к выстраиванию системы социальной эффективности в Беларуси, зависит место нашей страны в будущей реальности.