Первый этап: «поиск точек соприкосновения и установление контактов» (1992-2006 гг.)1 связан с обретением Республикой Беларусь независимости, что открыло новые возможности международного сотрудничества, в том числе в среде экспертно-аналитического сообщества. В этот период Беларусью решалась важная стратегическая задача укрепления связей с Китайской Народной Республикой, которая также уделяла самое серьезное внимание вопросам развития отношений с Республикой Беларусь. Одновременно экспертно-аналитическое сообщество двух стран предпринимало активные попытки изучения друг друга, знакомства, обмена визитами, проведения совместных мероприятий.
Второй этап: «институализация двустороннего экспертно-аналитического сотрудничества» (2007-2012 гг.)1. В процессе становления Беларуси как суверенного государства был придан импульс и развитию национальных фабрик мысли. В этот период были подписаны первые двусторонние документы о сотрудничестве, налажены прочные партнерские отношения между белорусскими фабриками мысли и аналогичными структурами КНР.
Целью данных соглашений являлось установление и развитие регулярных контактов, а также научного сотрудничества в рамках осуществляемой сторонами деятельности. Документами предусматривались такие направления работы, как визиты делегаций, участие в совместных научных мероприятиях (конференциях, круглых столах), обмен учеными и специалистами, научной литературой, подготовка совместных изданий.
Третий этап «стратегическое взаимодействие и расширение сфер сотрудничества» (с 2013 г. по н.в.)1. Установление в июле 2013 года отношений всестороннего стратегического партнерства между Беларусью и КНР способствовало развитию многопланового гуманитарного сотрудничества во всех сферах и на разных уровнях. Оно было ориентировано на «укрепление взаимопонимания и дружбы между двумя народами и упрочение дружественных отношений между двумя странами».2
Активизации белорусско-китайских контактов способствовало принятие 31 августа 2015 г. Директивы Президента Республики Беларусь № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Двустороннее экспертно-аналитическое взаимодействие в этот период вышло на качественно новый уровень и стало одной из важных составляющих, позволивших Беларуси и Китаю установить наивысший в своей истории уровень отношений – доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Совместной декларацией, подписанной главами государств по итогам встречи 29.09.2016 г. в г.Пекине, предусматривается «непрерывное укрепление политической основы двусторонних отношений (параграф 2) и расширение взаимодействия в сфере народной дипломатии (параграф 14)»3.
Приоритетные задачи сотрудничества на ближайшую перспективу определены Директивой №9 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» от 3 декабря 2021 года.
Таким образом, за прошедшие 30 лет экспертное измерение публичной дипломатии фактически стало неотъемлемым элементом стратегического партнерства Минска и Пекина, инструментом усиления стратегического сотрудничества через разноплановое взаимодействие мозговых центров двух стран. В настоящее время важную роль в усилении взаимодействия между фабриками мысли Беларуси и Китая играет Белорусский институт стратегических исследований, который 12 февраля 2022 г. отметит свое трехлетие.
1Из доклада на II международном круглом столе «Белорусско-китайские отношения: новые вызовы, новое качество взаимодействия», организованном 2.02.2022 кафедрой политологии Института социально гуманитарного образования БГЭУ.
2Совместная декларация Республики Беларусь и Китайской Народной Республики об установлении отношений всестороннего стратегического партнерства (ст. 7).
3Совместная декларация Республики Беларусь и Китайской Народной Республики об установлении отношений доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.