«Повороту в Азию» придано ускорение
Завершившийся визит Главы белорусского государства в Дальневосточный регион практически дал политическую отмашку на запуск союзного «поворота на Восток».
Стратегически на высшем уровне заложены основы принципиально новой модели развития Союзного государства на долгосрочную перспективу. На тактическом и оперативном уровне в сухом остатке: белорусские специалисты вскоре должны получить возможность участвовать в развитии космодрома Восточный в Амурской области РФ. Беларусь и Россия будут вместе формировать инфраструктуру этого объекта, что гарантирует независимый канал для выхода в космос. На подходе проекты по развитию промышленной кооперации, созданию совместных предприятий, импортозамещению, перенастройке логистических цепочек и в целом переход на новый механизм сотрудничества во внешнеэкономической сфере.
Однако несколько расширенный контекстный взгляд на сам факт визита белорусского лидера в российское Приморье и его итоги дает основание говорить о более глобальных перспективах. В частности, инфраструктурное и производственное закрепление Беларуси на Дальнем Востоке через имеющиеся и будущие транспортно-логистические коридоры автоматически открывает ворота в необъятный Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Прежде всего речь идет о морском коридоре Ченнаи — Владивосток. Это прорабатываемый маршрут протяженностью 5600 морских миль (около 10 300 км), призванный способствовать наращиванию торговли между Индией и Россией. В сентябре 2019 года во Владивостоке премьер-министр Нарендра Моди подписал соответствующий меморандум о намерениях. Нынешний маршрут из индийского Мумбаи в Санкт-Петербург примерно на 3000 морских миль длиннее.
Индийские отраслевые эксперты практически закончили анализ экономической эффективности маршрута, подтвердив скрытые резервы для увеличения объема перевозок. К слову, этот проект предполагает охват и других индийских и российских портов, таких как Вишакхапатнам, Калькутта, Восточный и Ольга.
Из Мумбаи для будущих белорусских грузов открывается путь в Западную Азию (в частности, Иран) и Восточную Африку, в том числе через международный транспортный коридор Север — Юг протяженностью 7,2 тысячи километров. Основными преимуществами этого коридора перед другими маршрутами (в частности, через Суэцкий канал) считается сокращение более чем в два раза расстояния перевозок, а также снижение их стоимости по сравнению с транспортировкой по морю.
Еще одна перспективная логистическая опция — Северный морской коридор (кратчайший путь между европейской частью России и Дальним Востоком). Законодательством РФ он определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике», которая обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Альтернатива пути — транспортные артерии, пересекающие Суэцкий и Панамский каналы. Если расстояние из Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 миль.
Порт Владивостока может рассматриваться и через призму перспективы участия Беларуси в освоении Арктики. В случае одобрения белорусской заявки на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете, в том числе при поддержке РФ, он мог бы составить альтернативу порту Санкт-Петербурга, который используется Минском для реализации своих проектов в Антарктиде.
Таким образом, на высшем уровне фундаментальная политическая основа для союзного «поворота на Восток» заложена. Следует оперативно проработать на экспертном уровне технические детали и без проволочек впрячься в работу, чтобы воспользоваться на практике открывающимися возможностями. Но самое главное — их не упустить!