Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей.
Всеобщая декларация прав человека
Путь к избирательному праву, а, следовательно, и к демократии в современной ее трактовке, был тернистым практически для всех ведущих стран. Почетное звание «образца демократии» получили лишь те, кто прошел по «раскаленным углям».
Маститые мыслители много десятилетий мечтали об избирательном праве, но маловероятно, что пожелали бы увидеть свои идеи воплощенными на практике в их эпоху. Они предпочитали оставить свои наработки потомкам.
Президентские выборы во Франции, которые состоятся весной 2022 года дают возможность глубже взглянуть на внутреннюю кухню как эволюции избирательного права в Европе, так и практику ведущего демократического государства.
Первые идеи о всеобщем избирательном праве появились во Франции благодаря знаменитому представителю эпохи Просвещения Д.Дидро, всего лишь 256 лет тому назад. До середины XVIII столетия французы обходили стороной эту важную составляющую функционирования государства. Дидро, несмотря на глубокие энциклопедические знания и заботе о нуждах народа, был стойким приверженцем просвещенного абсолютизма. Он полагал, что народные массы не в состоянии разобраться в политических вопросах, поэтому им нужен государь, который обладает высшим знанием.
В этот же период во Франции были заложены основы современной либеральной демократии, основанной на принципе разделения властей. Ш.Монтескье считал, что политическая свобода укрепляет общество, а политическая стабильность достигается путем утверждения равенства людей, которое будет закреплено предоставлением всеобщего избирательного права. Вместе с тем Ш.Монтескье понимал определенную долю утопичности своих идей, поэтому выделял три формы правления: республику, монархию и деспотию. По его мнению, республиканская форма правления возможна только в малых по территории и населению государствах.
В Конституции 3 мая 1791 г. было установлено цензурное избирательное право для мужчин. Только «активные граждане» получили возможность участвовать в выборах. Активность подтверждалась, прежде всего, уплатой прямых налогов во французскую казну. Кроме того, требовалось принесение гражданской присяги и регистрации в военном ополчении. Таким образом, критически настроенные к власти граждане не могли попасть в список «активных», что существенно стабилизировало политическую ситуацию. Портрет избирателя времен Французской революции выглядел следующим образом: обладатель имущества, постоянный налогоплательщик, гражданин Франции, выразивший свою поддержку власти публично. Фактически на начало XIX веке лишь небольшое число граждан, а именно мужчины, могли принимать участие в выборах.
Прямое избирательное право в полном объеме было введено во Франции с 1848 года уже во времена Второй республики. Однако список исключений был более чем показательным. В него входили женщины, военные, осужденные, духовенство. Выборы президента республики осуществлялись непрямым голосованием членами французской Национальной ассамблеи (Сенатом и Палатой депутатов). Согласно поправке А.Валлона 1875 году, президент должен был получить большинство голосов, что в реальности ставило его под контроль законодательной власти. В итоге, из 14 президентов периода Третьей республики только 7 смогли выполнять свои полномочия в течение всего срока. Такая практика сохранялась до 1958 года.
Уроки Второй мировой войны для Франции не прошли бесследно. Новое видение роли президента, парламента, избирательного права было представлено самой знаменитой фигурой в политике Франции XX столетия – Шарлем де Голлем. Его взгляды, получившие впоследствии название «голлизм», по сути были направлены на укрепление президентской власти и введение «рационального парламентаризма». В отношении избирательных прав граждан можно говорить о своего рода революции. В 1944 году впервые французские женщины стали полноправными участниками выборов, в 1945 году такую привилегию получили военные.
Сегодня выборы президента Французской республики проходят каждые пять лет. Он избирается путем всеобщего прямого голосования. Это право французские граждане получили в 1962 году после референдума, инициированного Шарлем де Голлем. Это значит, что граждане в возрасте 18 лет и старше могут голосовать, независимо от того, проживают ли они во Франции или нет, и при этом голосуют за определенного кандидата непосредственно. Срок полномочий президента составляет пять лет. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.
Чтобы занять место в избирательном бюллетене, потенциальные кандидаты должны получить 500 подписей от выборных должностных лиц – к примеру, мэров городов или членов парламента. Также кандидаты вносят денежный залог примерно €1,5 тыс. и представляют декларацию об имущественном положении.
У всех кандидатов есть строго определенное количество эфирного времени на телевидении и радио на предвыборную агитацию. Затраты на кампанию также ограничиваются.
Если ни один из кандидатов не набирает более половины голосов, проводится второй тур. В него проходят два кандидата, получившие наибольшую поддержку избирателей. По итогам второго тура побеждает тот кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов. В политической культуре Пятой Французской республики проведение второго тура голосования является, скорее, ожидаемым событием.
Конституционный совет объявляет официальные результаты второго тура в среднем в течение четырех дней после даты голосования. Церемония инаугурации нового президента проходит в зале приемов (Salle des Fêtes) Елисейского дворца. Новому президенту вручаются знаки Большого креста Почетного легиона.
Выборы в любой стране всегда были лакмусовой бумажкой внутренних политических процессов, стрессоустойчивости государства и общества. Сегодня этот сегмент последовательно вытесняется внешним фактором. Выборы в двух их частях – пред- и поствыборной – стали полноценным направлением внешней политики для отдельных государств. Заметно осложняет ситуацию пандемия, которого повысила градус в обществе. Национальная политическая культура демократических государств под воздействием этих факторов вступила в стадию трансформации.
В этой связи ключевым является вопрос о том, что возобладает: демократическая процедура или сохранение сильного государства?