Методично и ответственно пройдя почти 15-летний путь, Беларусь стала десятым по счету членом ШОС (вместе с Индией, Ираном, Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Пакистаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном). В 2023 году на долю государств-членов приходилось 70,4% всего товарооборота Беларуси, а по итогам января — апреля 2024 года — 71,4%.
Страны ШОС — это около 40% населения планеты и около трети мирового экономического потенциала. Организация демонстрирует высокие темпы роста — от 4% до 9% ВВП, внешняя торговля превышает 8 трлн долларов, что эквивалентно четверти всей мировой торговли. Примечательно, что Беларусь стала первой сугубо европейской страной — членом организации.
Справка. ШОС — постоянно действующая международная организация, созданная в Шанхае 15 июня 2001 года Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, РФ и Таджикистаном. Фундаментом для объединения в рамках ШОС стран с различными политическими системами, традициями и ценностями стала сфера безопасности, а также торговля и экономика. Общая цель — обеспечение благоприятной международной обстановки исходя из принципов «шанхайского духа», главным содержанием которого провозглашены взаимное доверие и выгода, равноправие, взаимные консультации, уважение многообразия культур и цивилизаций, стремление к совместному развитию. Основополагающий документ — Хартия ШОС, подписанная в июне 2002 года.
ПРАГМАТИЧНЫЙ ВЫБОР
Очевидно, что мир больше не вернется к прежней нормальности. Точка невозврата пройдена. Именно поэтому Беларусь при поддержке России и Китая, своих стратегических союзников и партнеров, наращивает взаимодействие с новыми центрами силы на Глобальном Юге и Востоке, в частности с ШОС и БРИКС.
Согласно данным недавних соцопросов более 65% респондентов считают взаимодействие с ШОС наиболее отвечающим долгосрочным интересам нашего государства.
Такая рефлексия отражает адаптацию внешнеполитических приоритетов и внешнеэкономических интересов Беларуси к нынешним геополитическим реалиям. В эту канву гармонично укладывается поставленная Президентом Александром Лукашенко задача — активно занимать новые ниши в Африке, Латинской Америке и странах Азии.
Беларусь, будучи союзником ШОС по построению взаимовыгодных и равноправных международных отношений, приветствует открытый конструктивный характер организации, разделяет ее философию и демонстрирует готовность активно подключаться ко всем секторам сотрудничества.
Наше членство в ШОС — не просто стремление следовать модному тренду. Это последовательный цивилизационный выбор в пользу прогрессивного мирового большинства с амбициозным растущим Глобальным Югом и Востоком в авангарде.
ШОС и БРИКС — это наша ассиметричная и адекватная реакция на нелегитимное санкционное давление Запада.
С учетом географии и имеющегося потенциала наша страна способна и сможет качественно укрепить ШОС, способствуя стабильности, миру и процветанию на ее пространстве.
ПРОАКТИВНЫЙ ДОНОР
Беларусь предлагает не только свои возможности, но и конкретные востребованные проекты, инициативы и идеи. Официальный Минск изначально выступал и выступает проактивным донором.
Инициативы, озвученные Президентом Беларуси на саммитах ШОС в Нью-Дели и Астане, концентрированно и комплексно отражают всю повестку организации. По сути, мы генерировали в миниатюре прототип дорожной карты развития ШОС на ближайшую перспективу.
Вступление в эту международную организацию открывает новые возможности в экономике, торговле, инвестициях, поддержке международной продовольственной безопасности, реализации высокотехнологичных проектов, финансах, логистике, в том числе обеспечивает активное развитие альтернативных транспортно-логистических маршрутов в Большой Евразии. Минск готов предметно подключаться к усилиям по увеличению взаимных расчетов в национальных валютах и созданию общих платежных инструментов.
Давно и последовательно продвигая идею «интеграции интеграций», наше государство выступает за сопряжение в широком контексте форматов ШОС и БРИКС с ЕАЭС и СНГ. Большинство стран — членов ШОС находится одновременно во всех этих блоках. Поэтому синергия их потенциалов способна кратно усилить евразийский континент.
В данный контекст абсолютно вписывается инициатива Президента Беларуси о проведении совместного саммита ЕАЭС, ШОС и БРИКС.
Беларусь — традиционный донор продовольственной безопасности. Мы были и остаемся одним из основных производителей и поставщиков калийных удобрений в мире. У нас развито сельскохозяйственное машиностроение. Экспорт продовольствия в прошлом году составил примерно 8 млрд долларов. Продовольствие и сельхозпродукция, по большому счету, — это наша нефть. В связи с этим мы говорим о том, что нам необходимы Банк развития и Фонд развития ШОС, равно как и защищенные от воздействия извне финансовые механизмы.
В Беларуси заинтересованы в «сшивании» транспортного пространства ШОС, в том числе за счет продвижения таких проектов, как «Новый евразийский сухопутный мост», инициатива «Пояс и путь», транспортные коридоры «Север — Юг» и «Восток — Запад». Важно максимально ускорить прохождение грузов за счет внедрения цифровой интегрированной системы управления. Торговля не может обходиться без логистики и финансов, которые сегодня являются ахиллесовой пятой с учетом нелегитимных западных санкций.
Емкость и платежеспособность рынков стран-членов делают ШОС перспективным пространством с точки зрения задачи диверсификации и опережающего роста экспорта в условиях нелегитимных санкций. В связи с этим мы приветствуем намерение Китая расширить доступ к своему масштабному рынку и довести товарооборот с входящими в организацию государствами до 3 трлн долларов.
Да, экономический трек все еще отстает от динамики в сфере безопасности из-за отсутствия механизмов финансового сопровождения проектов. Однако более 60% опрошенных нашими социологами граждан полагают, что именно в сфере экономики, торговли и финансов Беларуси следует активно сотрудничать с ШОС. Возможность продавать там свою продукцию в условиях закрытия западных рынков усматривают почти 70%. Как источник инвестиций, технологий и кредитов ШОС видят более 30%.
Вот почему важно выстраивать более гибкие модели торгово-экономического взаимодействия, нацеленные на сохранение позитивной динамики и наращивание потенциала. Этой ключевой цели отвечает принятый на саммите в Астане План мероприятий по реализации Стратегии экономического развития ШОС на период до 2030 года.
Саммит ШОС — 2024 в целом отметился любопытной тенденцией смещения акцентов в пользу экономики при росте активности Китая. Из 25 подписанных документов сотрудничества в экономической сфере касаются шесть. Помимо итоговой декларации следует отметить решения по Стратегии развития ШОС до 2035 года, об Ассоциации инвесторов государств-членов, а также о механизмах финансового сопровождения проектной деятельности.
ПРЕИМУЩЕСТВА
В контексте компетенций концерна «Белнефтехим» заслуживает внимания решение об утверждении Стратегии развития энергетического сотрудничества государств ШОС до 2030 года. Документ направлен на повышение уровня энергетической безопасности и технологического суверенитета стран-членов, развитие диалога и обмен информацией в ключевых секторах отрасли, включая электроэнергетику, нефтегазовую отрасль, атомную энергетику, а также наращивание потенциала научно-технического и кадрового сотрудничества.
Кроме того, Стратегия предполагает развитие транзитного потенциала, рассмотрение возможности диверсификации экспортных маршрутов, содействие повышению безопасности и надежности нефтегазотранспортной инфраструктуры. Предусматривается также изучение совместных проектов по выпуску продуктов на основе углеводородов, включая нефтегазохимию.
Для развития экономики нужна безопасная среда. ШОС изначально учреждалась в 2001 году как структура по управлению границами и обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии. Поэтому вопросы подлинной и неделимой безопасности являются одними из базовых приоритетов.
В данном контексте вполне логичны выводы экспертов о том, что в списке стран, которые в итоге могут запустить переговорный процесс по Украине между Москвой и Вашингтоном, превалируют государства пространства ШОС — Китай, Индия, Турция, Иран.
Беларусь — важная часть системы безопасности Большой Евразии, а ШОС — это ее несущий остов, в том числе через механизмы Союзного государства и ОДКБ. Будучи западным фронтиром этой зоны, мы не можем быть вне матрицы. Членство в ШОС поможет еще больше укрепить нашу безопасность — как политическую, так и стратегическую. А странам-партнерам могут быть полезны наши методы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Хороший пример — совместное антитеррористическое учение Беларуси и КНР «Атакующий сокол».
По данным соцопросов БИСИ, около 30% респондентов видит в ШОС потенциал для повышения обороноспособности страны, а также дополнительную внешнеполитическую точку опоры в условиях западных санкций.
ШОС — это не только безопасность, экономика и торговля, но и взаимное обогащение культур, что стимулирует сближение наших народов. Проекты движут конкретные люди. А для этого нужно больше общения, чтобы в рамках межкультурной коммуникации лучше узнавать и понимать друг друга, становиться сильнее и более сплоченными.
На культурно-гуманитарном треке мы предлагаем запустить Фестиваль культур ШОС (по образу и подобию «Славянского базара в Витебске»), проводить его традиционно на ротационной основе. Интересна идея создания Молодежной платформы ШОС, потому что все перспективные проекты будут реализовывать молодые люди, которым сегодня 20—30 лет. Это наше будущее. Древнекитайский философ Конфуций на этот счет весьма точно написал: «Если ваш план на год, то сажайте рис. Если ваш план на десятилетие, то сажайте деревья. Если ваш план на всю жизнь, то учите детей».
В полной мере в такую китайскую философию вписывается призыв Президента Беларуси к партнерам активно подключаться к разработке и согласованию Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке — еще одной важной нашей инициативы. Ясно одно: пространство ШОС — это точно не место для конфликтов и войн!
ЭКСПЕРТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Время требует от ШОС, позиционирующей себя как организация нового типа, не только гибко адаптироваться к меняющемуся миру, но и суметь заглянуть за горизонт текущих тенденций общемирового и собственного развития. Вот почему нужны новые объединительные идеи и смыслы. Неоценимую роль здесь играет экспертная дипломатия, или, как ее называют, дипломатия второго трека.
На фоне эскалации геополитической обстановки, эрозии основ международного права добротное экспертно-аналитическое обеспечение деятельности ШОС особенно важно и необходимо. Практикоориентированное взаимодействие по линии экспертно-аналитических центров способствует укреплению институционального фундамента ШОС, помогает повысить уровень взаимного доверия и взаимопонимания, а также внести свою лепту в формирование общего рынка идей и образа будущего организации.
Для Беларуси этот гуманитарный коммуникационный канал — дополнительная возможность гармоничной интеграции в многонациональную семью ШОС.
Белорусский институт стратегических исследований как ведущий государственный научно-исследовательский центр, учредителем которого является Президент Республики Беларусь, действует именно в такой парадигме.
Безусловно, ШОС сегодня разительно отличается от созданной на заре ХХI века «шанхайской пятерки». Мир претерпевает сложные и глубокие изменения, нарастают нестабильность и неопределенность. На этом фоне ШОС сталкивается с серьезными вызовами. Однако, будучи оптимистом, я вижу в этом скрытые возможности для устойчивого развития и позитивного образа будущего.
Дальнейшая модернизация организации представляется необходимой для эффективного реагирования на новые вызовы и ее адаптации к современным реалиям. Важно завершить институционально-управленческую реформу ШОС, откалибровать механизмы практического взаимодействия и реализации имеющихся договоренностей, найти эффективную модель торгово-экономического сотрудничества. При этом надо стараться преодолевать взаимные проблемы и противоречия, избегать протекционизма и национального эгоизма.
В будущем мы видим ШОС одним из ключевых центров влияния и притяжения планетарного масштаба. Тот факт, что около 20 стран желают присоединиться к организации, создает хорошие предпосылки и внушает оптимизм. Потенциал Евразийского региона огромен, его роль экспоненциально возрастает. Это колоссальная ресурсная, производственная и инвестиционная база, потребительский рынок. Все это означает, что впереди нас ждет много кропотливой, напряженной, но интересной работы.