Яркие эмоциональные доклады, острые вопросы, любопытные дискуссии — таким запомнился международный форум «Минского диалога». Актуальность темы способствовала открытому и заинтересованному разговору. А выступление Президента Беларуси на пленарной сессии вызвало большой резонанс среди политиков и экспертов. Громкие заголовки сразу же заполнили мировое медиапространство. Александр Лукашенко не раз говорил о том, что градус недоверия и конфронтации в международных отношениях достиг предела. И если сегодня не сделать реальных шагов навстречу друг другу и игнорировать голос дипломатии, то завтра начнут говорить военные. Отсюда и призыв белорусского лидера к мировому сообществу перейти к решительным действиям и настойчивое продвижение идеи Хельсинки-2, диалога ЕС и ЕАЭС, ОДКБ и НАТО, создания «пояса цифрового добрососедства». А разрешение конфликта в Украине Президент Беларуси и вовсе назвал тестом для европейских политиков: «Надо решать эту проблему! Тогда эти диалоги будут иметь какое-то значение».
Если на первый форум «Минского диалога» приехало порядка 500 человек, то в этот раз число его участников превысило 700. Это аргумент в пользу востребованности таких дискуссий и растущей роли Минска как переговорной площадки. Впрочем, директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров убежден, что дело не только и не столько в количестве:
— Это не переговоры и не бизнес-форум, где все измеряется соглашениями, коммерческими контрактами и деньгами. Это площадка, на которой слышат позицию Беларуси (а нам есть что сказать) и на которой мы слышим других по вопросам безопасности и развития. Для нас это жизненно необходимо — понимать, как выжить в условиях жесткого противостояния крупных государств, мировых лидеров и центров силы.
Конечно, в Европе есть и другие аналитические площадки. Но у нашей страны в этом плане особая роль, подчеркнул директор БИСИ:
— Мы находимся на стыке крупных геополитических образований, ЕС и ЕАЭС, и хотелось бы, чтобы эта линия была не линией разлома, а неким связующим звеном, которым может выступить Беларусь. Это особенно важно сейчас, учитывая, что происходит эрозия международного права и государства считают себя вправе не выполнять международные обязательства, в одностороннем порядке прекращают действие соглашений и договоров, которые с большим трудом были достигнуты и давали некий зонтик безопасности. Такое небрежное отношение к дипломатическим достижениям после Второй мировой войны создает основные риски для Европейского континента.
В этом плане заслуживает внимания предложение Президента Беларуси о разработке и принятии многосторонней политической декларации ответственных стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе. Заменить ДРСМД она не сможет, но на первых порах позволит заполнить правовой вакуум в регулировании этого сегмента вооружений. Конечно, если учесть, что доверия между ведущими мировыми игроками становится все меньше, реализовать миротворческие инициативы крайне непросто. Но возможно, убежден Олег Макаров:
— Здесь есть шанс для небольших стран, таких как Беларусь. Потому что крупные игроки будут скептически относиться к идеям и предложениям друг друга. А вот небольшие государства, стремящиеся к разрядке напряженности, могут внести реальный вклад в возрождение «духа Хельсинки».
Все более очевидно, что наши европейские партнеры ценят усилия, прилагаемые Минском по созданию концепции европейской безопасности, основанной на сотрудничестве.
— У Беларуси много предложений по ослаблению конфликтов, деэскалации, формированию доверия в Европе. Это очень важно, и мы полностью разделяем такую позицию, — заявил посол Германии в нашей стране Манфред Хутерер.
По мнению руководителя правления Центра прикладных политических исследований «Пента» (Украина) Владимира Фесенко, поскольку Минск уже традиционно используется как локация для мирных переговоров, то логично обсуждать проблемы европейской безопасности в более широком формате:
— Инициатива Беларуси по такому широкому общеевропейскому диалогу по вопросам безопасности очень актуальна. И думаю, она имеет определенные шансы на успех. Опять-таки сейчас нет готовности к большому рамочному договору, но есть шанс, и этот шанс надо попытаться использовать.