27 апреля 2024 г. в рамках II Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений «Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире» состоялась секция Российского совета по международным делам (РСМД) «Трансформация угроз европейской безопасности: влияние на Союзное государство».
В ходе мероприятия, посвященного задачам развития Союзного государства России и Республики Беларусь в современных условиях, эксперты с обеих сторон рассмотрели вызовы, с которыми Москва и Минск сталкиваются в условиях кризиса в области европейской безопасности. С российской стороны доклады представили директор Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Владислав Воротников, заведующая кафедрой международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Светлана Кривохиж, научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов, программный менеджер РСМД Юлия Мельникова, научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности ИМИ МГИМО МИД России Александр Чеков. С белорусской стороны видением ситуации поделились доцент кафедры международных отношений Белорусского государственного университета (БГУ) Игорь Авласенко, аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Лазоркина, преподаватель кафедры экологического и аграрного права БГУ Александра Михнюк и доцент кафедры государственного управления БГУ Ольга Хотько.
Секция состоялась в рамках гранта РНФ 24-48-10015 Трансформация военно-политических, энергетических и социально-гуманитарных аспектов системы европейской безопасности: значение для Союзного государства.
Ольга Лазоркина
-
В последние годы Россия и Беларусь стали еще более близкими союзниками. Так, например, теперь Минск стал первой точкой, куда звонит Москва в случае какого-либо происшествия и наоборот. Отношения Москвы и Минска теперь уже не просто дружеские или братские, они вышли на абсолютно новый уровень. Беларусь перестает быть просто средним региональным государством. Минск должен быть реальным помощником, единомышленником для Москвы и оказывать ей не просто поддержку, а качественную помощь в глобальных вопросах.
-
Предполагается, что, с одной стороны, Союзное государство будет исключать конкуренцию, однако на практике она присутствует в некоторых аспектах. Национальные интересы России и Беларуси идентичны, но определенные несовпадения остаются. Фактор конкуренции двух государств позволяет разрушить западный нарратив о попытках России возродить СССР.
-
В экономической сфере появился особый интерес со стороны России к Беларуси. Если раньше экономическое сотрудничество сводилось в основном к торговле, то теперь в нынешних условиях Беларусь может предложить России свои промышленные площадки, интерес также представляет научно-технический потенциал, который может помочь закрыть некоторые позиции, попавшие под западные санкции. Особенно важным аспектом двусторонних отношений является также активное развитие сотрудничества Беларуси с российскими регионами.
-
Проседание двусторонних отношений происходит по линии бизнеса. Если в России экономика капиталистическая, то в Беларуси она комбинированная. Не хватает импульса в развитии бизнес-диалога.
-
Отдельной целью развития экономического сотрудничества является импортозамещение западной продукции. Москва и Минск активно включились в данный формат сотрудничества, промышленные предприятия Беларуси выполняют государственные заказы Российской Федерации, закрывая определенную долю российских потребностей, однако страны еще в начале своего пути. Проблемой в этой области остается увязывание технологического импортозамещения с обеспечением технологического суверенитета.
-
У Москвы и Минска появилась конкретная идеологическая цель, которая касается исторической памяти — противодействие пересмотру истории двух государств и назначении новых ролей третьими странами для России и Беларуси. Для достижения этой цели Беларусь, в частности, ведет активную работу по реализации механизма расследования геноцида белорусского народа. Другим идеологическим аспектом является сохранение традиционных ценностей — они остаются скрепой для обеих стран.
-
Нет необходимости подводить итоги работы Союзного государства, поскольку подведение итогов — западная парадигма. Необходимо работать и идти вперед шаг за шагом, стремясь решить поставленные задачи, не сводя их в общий список.