Дата публикации

В Беларуси более 130 предприятий и организаций комплексно подходят к продвижению промышленного туризма

Дни открытых проходных

В прошлом году Беларусь посетили около 6 миллионов туристов. За новыми впечатлениями в нашу страну приезжали иностранные гости из 150 государств. Одно из популярных направлений путешествий у туристов по Беларуси — экскурсии на промышленные предприятия. Собрать трактор своими руками, погрузиться в мир точных часовых механизмов, попробовать себя в роли водителя карьерного самосвала — такие, и не только, возможности предоставляет промышленный туризм, который в последние годы в Беларуси набирает обороты. Так, в 2023 году предприятия страны посетили более 200 тысяч человек, что на треть больше, чем годом ранее. Одно из них — кондитерская фабрика «Коммунарка». Корреспондент «Р» также прошлась по цехам предприятия и побеседовала со специалистами о перспективах развития промтуризма.

промышленный туризм

Все будет в шоколаде

Мир сладостей ощущаешь уже у самых дверей фабрики: все здание производства пропитано ароматом шоколада. Экскурсия началась с посещения дегустационного зала, где мы вместе с туристами пробуем последние новинки. Затем нас приглашают в конференц-зал — познакомиться с историей предприятия. Из презентационного видео запомнился интересный факт: фабрика, которая была создана в 1905 году, меняла свое название четыре раза, прежде чем в 1929 году обрела всем известный бренд.

— Я постараюсь сделать так, чтобы за полтора часа нашей встречи вы стали экспертами шоколадного производства, — уверяет экскурсовод Елена Федорова. — На предприятии работают три основных цеха со сладкими названиями: конфетный, шоколадный и конфетно-шоколадный.

промтуризм

Держим путь в последний. Перед тем как пройти в цех, нам необходимо выполнить обязательные требования: надеть специальную одежду, соответствующую всем санитарным нормам, воспользоваться антисептиком, убрать волосы под шапочку, обуть бахилы. Нас предупредили, что в цехе довольно шумно, и выдали персональный гид с наушником.

- Основное сырье для получения шоколада и шоколадных продуктов — какао-бобы, которые привозят к нам из Африки, — рассказывает экскурсовод. — Из них мы выпускаем около 350 наименований продукции. Ассортимент обновляется ежегодно — разрабатывается около 25 новинок. Всего поставляем продукцию в 25 стран мира.

промтуризм

На наших глазах из жидкой шоколадной массы формируются плитки, которые наполняются начинкой. Кстати, на предприятии весь процесс практически автоматизирован, установлены современные производственные линии ведущих мировых изготовителей оборудования.
 

- В сутки перерабатываем около 20 тонн какао-бобов. В прошлом году реализовали более 30 тысяч тонн продукции. Цифра огромная! Чтобы обеспечить такие объемы, налажено непрерывное производство — 24/7 без выходных. Однако мощностей нашей фабрики уже не хватает, поэтому с 2023 года строим новую производственную площадку по улице Герасименко, 57, — рассказывает Елена по пути к вафельной линии цеха. — У нас около 1500 сотрудников. Конечно же, большая часть — женщины (80 процентов).

Останавливаемся для дегустации свежеприготовленных сладостей. Вкусно!

Покидая производственный цех, гости фотографируются возле специальной зоны с многократно увеличенными конфетами, а после обмениваются друг с другом впечатлениями. Приятный бонус в конце экскурсии — вкусные подарки, приготовленные специально для гостей.

— Обязательно приду сюда еще раз, только уже с сыном. Он сладкоежка, так что ему точно здесь понравится, — поделилась эмоциями участница экскурсии Марина Прокофьева. — Меня впечатлило само производство. Эмоции положительные!

Другая участница, Елена Киселева, приехала в Беларусь из Нижнего Новгорода. За неделю пребывания в нашей стране успела побывать в Хатыни, на обзорной экскурсии по Минску, посетила Брест и Несвиж.

— Решила провести отпуск в Беларуси. Многие россияне приезжают сюда за впечатлениями. Белорусский шоколад очень популярен в России, поэтому я мечтала посмотреть на производство. Да и кто в детстве не мечтал увидеть, как делаются конфеты, шоколад, какао-порошок, — улыбаясь, говорит Елена. — Будет что рассказать близким и друзьям, когда вернусь домой!

Кстати, фабрика запустила промышленный туризм в 2015 году. В кондитерской отрасли одной из первых начала приглашать туристов в свои цеха. Сегодня попасть на предприятие не так просто: экскурсии расписаны на полгода вперед. С начала года здесь приняли более 15 тысяч человек. Всего десять предприятий концерна «Белгоспищепром» предлагают экскурсионные программы.

Маршруты ярких впечатлений

В целом, как отмечает заместитель министра промышленности Андрей Кузнецов, в нашей стране на уровне государства проводится системная работа по развитию промышленного туризма:

— В Беларуси создана и функционирует рабочая группа по этому виду туризма, которая входит в состав Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров. В августе прошлого года Министерство спорта и туризма установило перечень видов туризма, их определения и форму единой классификации видов туризма в Беларуси. В этот перечень включен и промышленный туризм.

Сегодня в стране более 130 предприятий и организаций комплексно подходят к продвижению этого направления. Они имеют определенную базу, наработки и мотивацию развивать промтуризм.

промтуризм

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Дмитрий ГОЛУБНИЧИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований: БИСИ

- Промышленность — визитная карточка и предмет национальной гордости Беларуси. В общественном мнении промышленный туризм отражается как перспективная сфера. Так, социологические исследования, проведенные в рамках проекта БИСИ «Пульс общества», показывают, что развитие промышленного туризма в Беларуси поспособствует «формированию бренда и лояльности к выпускаемой продукции» (68 процентов респондентов), «привлечению в отрасль мотивированной молодежи» (54 процента), а также «формированию патриотического сознания граждан» (46 процентов). В свою очередь, отвечая на вопрос, что является основным брендом Беларуси, многие делали акцент именно на промышленности (70 процентов).

Важное значение промышленный туризм имеет и для Союзного государства, поскольку на конкретных примерах позволяет продемонстрировать успешную интеграцию и кооперацию, в том числе выдающееся наследие советской эпохи. В этих целях БИСИ, успешно нарастив экспертно-аналитическое взаимодействие на российском направлении, продвигается дальше в русле проектной деятельности. Передовым проектом этого типа у БИСИ сегодня выступает «Промышленный и патриотический туризм», реализуемый во взаимодействии с нашими российскими партнерами из Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое позиционируется проектным офисом Президента России.

В перспективе ожидаем, что промышленный туризм может стать точкой роста для регионов, положительно сказаться на вовлеченности молодежи в развитие государства и в целом позитивно отразиться на социально-экономических показателях экономической модели государства. Потенциально в стране более 150 предприятий могут предоставлять услуги промышленного туризма. Вместе с тем для достижения ощутимого положительного эффекта для развития промышленного туризма важно создание таких инфраструктурных элементов, как, например, центры развития промышленного туризма на предприятиях-флагманах, позволяющие разрабатывать увлекательные промышленные экскурсии и обогащать опыт экскурсоводов. Кроме того, видится эффективным как продолжение практики подготовки изданий — путеводителей по предприятиям, так и совершенствование существующих методических рекомендаций по организации промышленного туризма.

ФАКТ

В Беларуси первопроходцем в сфере промышленного туризма стал стеклозавод «Неман», который в 1980 году распахнул свои двери для туристов. Активное же развитие промтуризм получил с 2010 года, когда промышленные гиганты БЕЛАЗ и МТЗ открыли цеха для туристов.

В ТЕМУ

Услуги для туристов предоставляют 12 холдингов системы Министерства промышленности, а также дочерние предприятия, которые входят в состав холдингов. Кроме того, это направление активно развивают предприятия концернов «Белгоспищепром», «Беллегпром» и организации системы Минстройархитектуры.

МЕЖДУ ТЕМ

В пресс-службе Минского тракторного завода рассказали, что в этом году Ирвин ван Гастерен и Джим зе Хеннеп стали первыми туристами из Нидерландов, которые посетили МТЗ, воспользовавшись возможностью безвизового въезда, выезда и пребывания в Беларуси. Экскурсия по музею и катание на тракторе BELARUS произвели на них сильное впечатление. По приезде домой туристы намерены рекомендовать друзьям и родным Беларусь в качестве интересной для туристов страны, а Минский тракторный завод — обязательной для посещения локацией. Нидерланды стали 31-й страной в списке государств, граждане которых посетили МТЗ в 2024 году.