Цели для следующих поколений
Человеческий потенциал — принципиальный фактор для устойчивого экономического развития, потому он по большому счету должен являться краеугольным камнем в любой стратегии. Демографический ландшафт, ценностные ориентиры, уровень образования и квалификации существенно можно изменить только в долгосрочном горизонте.
Этот важный аспект экономического развития обсуждали на рабочем совещании по вопросам определения стратегических перспектив развития Республики Беларусь в Научно-исследовательском экономическом институте Министерства экономики.
— У нас открытая экономика, открытый рынок труда, — отметил директор БИСИ Олег Макаров. — В советский и постсоветский период незнание языков, закрытые границы, особенности жизни в других государствах удерживали инженеров в стране. Но эти барьеры давно исчезли. Многие квалифицированные молодые специалисты владеют иностранными языками и открыты для зарубежных работодателей. И нам приходится с ними конкурировать. Полагать, что молодежь на голом патриотизме будет создавать свои научные и конструкторские школы в Беларуси, слишком самонадеянно. Они могут это делать за рубежом. И нам надо сделать так, чтобы молодежь осталась и работала на интересы родной страны.
Для будущих поколений
Нередко в кадровом голоде принято в той или иной степени обвинять систему образования, хотя ее вина минимальна. Наоборот, хорошая подготовка студентов делает их более конкурентными на международном рынке труда. Кроме того, выпускники с образованием, соответствующим духу времени, предъявляют и определенные требования к условиям труда.
Однако надо признаться откровенно: а много ли мы знаем о так называемом поколении W? Какие у них ценности, стремления, ожидания, авторитеты?
— БИСИ занимается проблемой поколенческих разрывов, — рассуждает Олег Макаров. — И мы можем констатировать: по географическому признаку у нас раскола нет. На востоке, западе, юге и севере Беларуси ценностные матрицы совпадают. Поэтому дробление страны на основе региональной ментальной специфики невозможно. В культурном и историческом плане разрыва между поколениями тоже нет. Но в части экономических, профессиональных, корпоративных и других ожиданий у молодежи совершенно другие запросы. И их необходимо понимать и находить консенсус при выстраивании общей стратегии развития. Всегда есть соблазн «перепрограммировать» поколение W под потребности и ценностную матрицу более нам понятных возрастных категорий Х и Y. Но сомневаюсь, что такой эксперимент возможен. Возможно, подростки будут делать вид, что подчиняются требованиям взрослых. Но при этом вынашивать другие планы, которые, не исключено, будут реализовывать в других странах.
Трансформация технологическая и экономическая неотвратима. Но чтобы она прошла успешно и без глубоких социально-политических потрясений, необходим общественный консенсус. А его возможно построить только при высокой вовлеченности граждан всех возрастов и поколений в процесс и стратегического планирования (каким бы невероятным это ни казалось), и реализации стратегий, а также глубокой коммуникации со всеми слоями общества.