2020 год стал испытанием выборами во время пандемии как для великих держав, так и средних и малых игроков. Выборы в США традиционно стали настоящим «полем битвы», что отразилось как на поляризации американских избирателей, так и на высокой явке.
Поздравительные же телеграммы от европейских лидеров Дж. Байдену пестрят выражениями о скорейшем начале совместной работы по преодолению глобальных вызовов.
Человек «великих эпох»
Джозеф Робинетт Байден-мл. – ключевая мировая фигура на ближайшие годы. От Д. Трампа его отличает прежде всего наличие колоссального политического опыта.
С 1972 года он являлся сенатором Конгресса, где возглавлял комитеты по судебной власти и по международным отношениям. Занимал пост вице-президента в администрации Б. Обамы. Платой за опытность является возраст президента-электа – 77 лет, что делает его самым пожилым лидером в истории США.
Сторонники Дж. Байдена считают его ярым противником цинизма и безразличия, умелым медиатором, способным как сглаживать острые углы, так и быть в роли искреннего и увлекающегося оратора. Помогать выстраивать и реализовывать стратегию нового президента будет солидная команда, которая займет ключевые посты в Кабинете президента США.
Основное положение внешнеполитической программы, озвученное Дж. Байденом в ходе предвыборной кампании, базируется на восстановлении мирового лидерства США. Статусом главной «угрозы» наделена Россия, а «соперника» – Китай.
Механизмы реконструкции избраны следующие:
- формирование норм и институтов, упорядочивающих международные отношения;
- глобальное распространение демократии;
- «hard power» может использоваться только в исключительных случаях.
Особое внимание в предвыборной гонке Дж. Байден уделил проблеме соблюдения прав человека. Его высказывания на этот счет не оставляют сомнений в том, что этот блок будет центральным и безапелляционным.
«Мир сам себя не преобразует» – провозгласил Дж. Байден, что предусматривает возврат интереса Соединенных Штатов к вопросам, которые предыдущая администрация не считала для себя главными.
Грядет сезон галантности и предсказуемости?
Президентство Д. Трампа потрясало политический истеблишмент как театральными эффектами, так и способом ведения дел. Поэтому от Дж. Байдена ждут возврата к отвергнутой «нормальности». Но сможет ли новый американский лидер изменить не стиль, а правила игры?
Предсказуемость в международных отношениях приказала долго жить еще до прихода Д. Трампа – он просто подтолкнул то, что уже шаталось. Перезагрузка международных институтов не означает их реанимации. Для этого им необходимы доверие и консенсус, что, по общему мнению, практически разрушено.
Поэтому мы остаемся в реальности, где предсказуемыми будут не соглашения игроков, а конфликты.
Связующий мост: несущая опора или декоративные перила?
Отношения Беларуси и США всегда складывались непросто, несмотря на разницу потенциалов и веса в международном сообществе. Наиболее продуктивным можно назвать период 2019 – первой половины 2020 гг., когда между осторожным интересом США и серьезными политическими заявками Беларуси удалось найти взаимопонимание. Его результатом стало прибытие двух танкеров нефти, последний из которых прибыл в порт Клайпеды 9 августа.
Заметное ухудшение наступило после выборов в Беларуси. Сегодня США изложили свое видение в отношении нашей страны вполне определенно. Д. Трамп назвал ситуацию «ужасной». Дж. Байден призвал союзников США поддержать «мечту продемократических сил о свободной Беларуси». При этом свои шаги после победы он не детализировал, ограничившись декларацией «совместной работы с европейскими партнерами».
Теперь внутренняя политика Беларуси заметно расходится с подходами США в части демократических ценностей и соблюдения прав человека – двух столпов программы Дж. Байдена. Но эти сюжеты не являются для Беларуси новыми и вполне могут остаться лишь в качестве рабочего варианта.
Однако ситуация осложняется тем, что элементом стратегии в отношении Беларуси является роль России, объявленная Дж. Байденом главной «угрозой» США. Как бы не оценивалась ситуация внутри Беларуси, так или иначе все склоняются ко мнению, что страна должна постараться сохранить свой прежний статус магистрального узла в системе региональных связей и безопасности.
У каждого государства есть собственная стратегическая культура. Одни основываются на динамичности как ключевой характеристике в выстраивании внешней и внутренней политики.
А другие страны – такие, как Беларусь – избирают для себя некую «ролевую» функцию. Свой потенциал они видят в формировании политического дискурса, создании дискуссионных площадок, дипломатических хабов для обсуждения и решения региональных проблем.
Таким образом, в истории Беларуси настал своего рода момент истины. Национальная идентичность позволяет белорусам выполнять роль «совести региона». Этот почетный статус приобрести крайне сложно, а потерять очень легко. Беларусь смогла вплотную к нему подойти и важно успеть сделать шаг вперед без внешнего диктата.