Дата публікацыі

Беларусь в ШОС: стратегическая перспектива и разумный выбор в духе времени

Беларусь стала членом Шанхайской организации сотрудничества. Соответствующее решение подписано в ходе заседания Совета глав государств - членов ШОС в Астане. Аналогичным статусом в организации обладают Индия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Какие перспективы открывает для Беларуси членство в этом объединении и какие сферы сотрудничества представляют наибольший интерес для Беларуси?

Дорогу осилит идущий! Действительно, наша страна, как всегда, методично, последовательно и ответственно за почти 15 лет, шаг за шагом прошла все этапы развития отношений с ШОС. Поэтому нет сомнений, что этот день войдет в историю. Согласно данным недавних соцопросов, более 65% респондентов считают взаимодействие с этим объединением наиболее отвечающим долгосрочным интересам нашего государства.

Приоритеты и интересы Беларуси в ШОС остаются неизменными: эффективное сотрудничество в целях укрепления региональной безопасности, динамичное развитие экономического взаимодействия во всех сферах, углубление гуманитарных связей.

Исходя из стоящей задачи диверсификации и опережающего роста экспорта в условиях нелегитимного санкционного давления Запада, ШОС становится одним из ключевых инструментов ее решения с учетом емких и платежеспособных рынков стран-членов. Хотя мы видим, что экономический трек все еще запаздывает от динамики в сфере безопасности. Во многом, как нам кажется, это обусловлено диспропорциями в их потенциалах и динамике развития. Кстати, на саммите в Нью-Дели многие лидеры отмечали, что за всю свою историю ШОС не удалось реализовать ни одного крупного экономического проекта под эгидой организации из-за отсутствия механизмов финансового сопровождения проектной деятельности. Тем не менее более 60% опрошенных нашими социологами граждан полагают, что именно в сфере экономики, торговли и финансов Беларуси следует активно сотрудничать с ШОС. Возможность продавать там свою продукцию в условиях закрытия западных рынков усматривают почти 70%. Как источник инвестиций, технологий и кредитов ШОС видят более 30%. Примерно поровну - около 30% - видят в ШОС потенциал для повышения обороноспособности страны, а также дополнительную внешнеполитическую точку опоры в условиях западных санкций. В любом случае мы продолжим проактивно работать в ШОС по всем измерениям, предлагая свой промышленный, научный, транзитно-транспортный, военно-технический потенциал, накопленный опыт миротворчества и интеграционные компетенции.

Какую новую динамику и возможности может привнести Беларусь в ШОС

Наше членство в ШОС мы рассматриваем не просто как дань модному тренду. Для Беларуси это последовательный цивилизационный выбор в пользу прогрессивного мирового большинства, основу которого составляют амбициозные развивающиеся государства Глобального Юга и Востока. Учитывая географию и имеющийся потенциал, наша страна способна и сможет качественно укрепить ШОС, способствуя стабильности, миру и процветанию на ее пространстве.

В прошлом году Беларусь в дополнение к ряду прорабатываемых документов стратегического планирования предложила семь точек роста и развития ШОС на ближайшую перспективу.

Первое - совместное противодействие информационным войнам, фейкам, цветным революциям, вызовам и угрозам в киберпространстве. Беларусь выступает за формирование бесшовной архитектуры безопасности и сотрудничества в Большой Евразии на принципах неделимости и культурно-цивилизационного многообразия путей устойчивого развития.

Второе - формирование Большого Евразийского партнерства путем сопряжения форматов ЕАЭС, ШОС и БРИКС в широком контексте, в том числе в целях противодействия санкциям. Диалог интеграций с акцентом на обмен практическим опытом призван обеспечить комфортные и предсказуемые условия для развития Большой Евразии.

Третье - синхронизация работы центров трансфера технологий в целях стимулирования коммерциализации научно-технических проектов и разработок.

Четвертое - в условиях обострения проблем глобальной продовольственной безопасности государства ШОС могут рассчитывать на возможности Беларуси как одного из крупнейших экспортеров минеральных удобрений, сельскохозяйственной продукции, продовольствия и техники. В данном контексте мы поддерживаем инициативу создания Банка развития ШОС, конвергенции платежных систем, увеличения доли нацвалют во взаимной торговле, развития финансовых механизмов, защищенных от внешнего воздействия.

Пятое - интеграция транспортно-логистического пространства ШОС и ЕАЭС, в том числе в рамках международных инициатив "Новый евразийский сухопутный мост", "Пояс и путь", транспортных коридоров "Север - Юг" и "Восток - Запад". 

Шестое - реализация масштабного совместного проекта Фестиваль культур ШОС. Седьмое - усиление работы с подрастающим поколением через создание платформы "ШОС для молодежи".

При этом Беларусь не просто предлагает свои возможности, но и конкретные мероприятия и форматы, которые позволят укрепить статус и авторитет ШОС на международной арене. Уверен, что в новом качестве полноправного члена наша страна будет работать в ШОС еще более активно и плодотворно.

Роль ШОС в становлении и формировании новых контуров мироустройства 

В условиях длящейся трансформации международных отношений за более чем 20 лет своего развития ШОС превратилась из простого регионального механизма встреч глав государств, сугубо президентского клуба, в крупнейшую в мире с точки зрения общей территории, демографии и ресурсного потенциала региональную международную организацию. ШОС - это открытый взаимоуважительный диалог на равных на классических принципах международного права, а значит, прямой вызов идеологии глобальной унификации, базирующейся на западном "порядке, основанном на правилах". Поэтому в глазах международного сообщества она выглядит как привлекательный полюс притяжения и суверенный центр развития без разделительных линий, способный делать мир более безопасным и процветающим. Таким образом, на мой взгляд, при определенных условиях ШОС вполне по силам стать системообразующим элементом обновляющейся архитектуры многополярного мироустройства, а также будущей системы международных отношений, более справедливой, рациональной и равноправной. Как заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, в наших силах разрушить стены однополярного мира. Точнее не скажешь!

Сегодня ШОС существенно отличается от созданной на заре ХХI века "шанхайской пятерки". Современный мир претерпевает сложные и глубокие изменения, что сопровождается ростом нестабильности и неопределенности. На этом фоне ШОС сталкивается с серьезными вызовами. Однако, будучи оптимистом, я вижу в них и скрытые возможности для устойчивого развития и позитивного образа будущего. В этой связи хотелось бы высказать ряд соображений. Во-первых, как никогда важна приверженность базовому целеполаганию, в частности "шанхайскому духу" и другим основополагающим принципам и ценностям. Необходимо также укреплять взаимное политическое доверие, солидарность, преодолевать противоречия, стремиться находить общие интересы и компромиссы, понимать, уважать и терпимо относиться друг к другу. Больше единства и сплоченности в ШОС позволит укрепить позиции и авторитет организации на международной арене. Пока мы видим, что политика и интересы многих стран - членов ШОС зачастую расходятся. Во-вторых, мы должны повышать эффективность сотрудничества в различных областях, особенно в экономике, чтобы наши народы ощущали солидные выгоды от принадлежности к ШОС. На мой взгляд, общественное мнение на этот счет должно стать базовым критерием и мерилом качества интеграции на пространстве организации.

В-третьих, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, ШОС должна идти в ногу со временем, реформироваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать его духу, развиваться в унисон, а также оправдывать ожидания стран-членов. Требуется повышать эффективность механизмов обеспечения практической реализации концептуальных документов, провести инвентаризацию принятых соглашений и решений, аудит деятельности институтов и механизмов сотрудничества. Здесь, к слову, весьма востребовано активное участие экспертов, ученых и аналитических центров, которые будут проводить глубокие исследования, давать советы и оказывать интеллектуальную поддержку. Наконец, для прогрессивного развития ШОС также нужен сильный, эффективный и квалифицированный секретариат как головной управляющий и координирующий орган организации. Дальнейшая модернизация деятельности организации представляется важным в деле эффективного реагирования на новые вызовы и ее адаптации к современным реалиям.

Кроме того, как международной структуре нового типа ШОС важно не только адаптироваться к меняющемуся миру, вызовам и угрозам, но и пытаться заглянуть за горизонт будущих событий и тенденций. В этом контексте представляется важным принять новую стратегию развития ШОС до 2035 года. В этом документе должны быть предусмотрены завершение институционально-управленческой реформы, старт которой дан на саммите в Самарканде, механизмы практического взаимодействия и реализации имеющихся договоренностей, поиска эффективной модели торгово-экономического сотрудничества. При этом, повторюсь, надо стараться преодолевать взаимные проблемы и противоречия, избегать протекционизма и национального эгоизма. Мы станем более сильными, если научимся сообща решать чувствительные вопросы поставок энергоносителей, продовольствия, удобрений, выстраивания логистики, получения доступа на рынки. В будущем мы видим ШОС одним из ключевых центров влияния и притяжения планетарного масштаба. Тот факт, что около 20 стран желают присоединиться к организации, создает для этого хорошие предпосылки и внушает оптимизм. Потенциал Евразийского региона огромен, его роль экспоненциально возрастает. Это колоссальная ресурсная и производственные база, потребительский рынок.

Важна вовлеченность экспертного сообщества в контексте развития и модернизации ШОС. Какими БИСИ видит свои роль и место в этих процессах? Действительно, на фоне эскалации геополитической обстановки, эрозии основ международного права добротное экспертно-аналитическое обеспечение деятельности ШОС представляется особенно важным и необходимым. Ведущую роль тут играет Форум ШОС, или как его называют “дипломатия второго трека”, к которому БИСИ присоединится уже в этом году в статусе Национального исследовательского центра (все решения на этот счет приняты). Полагаем, что полноформатное членство БИСИ в этом механизме будет способствовать достижению целей проактивного и ответственного членства Республики Беларусь в этой международной организации через каналы экспертной дипломатии. Мы готовы предлагать нашим партнерам свой накопленный опыт и имеющийся потенциал для превращения Форума ШОС в еще более авторитетную и эффективную интеллектуальную площадку.

В БИСИ решительно поддерживают идею постоянно действующего сквозного экспертного диалога в ШОС, который через устойчивые связи между учеными, аналитиками и экспертами поможет поднять уровень взаимного доверия и взаимопонимания, а также внести свою лепту в формирование общего рынка идей и образа будущего организации. Для координации всей научной и экспертной работы в масштабах республики по тематике ШОС (а также БРИКС) в БИСИ в ближайшее время планируется создать соответствующий исследовательский центр.