Дата публикации

Человеческий капитал - главная ценность Беларуси, его надо хранить и приумножать

Интеллектуальное богатство

Особенность сегодняшнего момента — обострение цивилизационного кризиса. Политическое, экономическое противостояние, пожалуй, только его производное. Происходит не просто сегментация некогда глобального мирового пространства, а сталкиваются разные ценностные модели. Какая будет конфигурация будущего мироздания, предположить сложно, практически невозможно. Но очевидно, что трансформации произойдут во всех сферах жизни. Другой вопрос, что происходить они будут прежде всего на региональном и национальных уровнях. И в этом разрезе каждому государству необходимо устоять в первую очередь в морально-этическом плане, сохранить или развить свою самоидентичность. Человеческий и интеллектуальный потенциал является необходимостью для национальной выживаемости. Об этом поговорили с директором Белорусского института стратегических исследований Олегом Макаровым.

— Информационная среда сегодня является очень агрессивной, используется для специальных операций. Причем в различных областях: научно-технической, культурной, политической, экономической… Олег Сергеевич, насколько важно в такой недружественной обстановке формировать интеллектуальную независимость? И если Беларусь по объективным причинам не может обеспечить собственные фундаментальные разработки по всем научным направлениям, то по крайней мере нам стоит развивать компетенции, чтобы иметь возможность качественно изучить чужой опыт и определить его ценность.

Олег Макаров.

— Лично я полностью поддерживаю идею интеллектуальной независимости. Несомненно, нам, белорусам, надо очень внимательно и бережно относиться к человеческому капиталу, которым мы располагаем. Именно моральный и интеллектуальный багаж всегда выручал нашу страну на протяжении всей ее истории. Белорусов очень ценили и продолжают уважать во многих странах: за трудолюбие, разумность, обучаемость, толерантность, порядочность. Этими качествами мы можем гордиться. Одна из наших исторических проблем — мы слишком щедро делились своим интеллектуальным потенциалом с соседями. У наших соотечественников есть немало великих и значимых достижений, которые они совершили на чужбине.

У отца белорусского поэта Максима Богдановича, этнографа Адама Богдановича есть труд «Язык земли: этнологический очерк». В этой книге он проводит ключевую идею: беда Беларуси в том, что из региона веками вымывалась интеллектуальная элита. Ее оттягивали на себя крупные центры — Санкт-Петербург и Варшава. И как только на белорусской земле всходила талантливая звезда, ее сразу притягивало к какому-то созвездию либо на Восток, либо на Запад. Интеллектуальный ренессанс наступил в республике после Великой Отечественной войны, когда страна стремительно трансформировалась из аграрной в промышленную. Для этого нужны были высокопрофессиональные кадры. В то время в Беларуси к элитам — научным, техническим, культурным — относились очень бережно, талантливых людей уважали и стимулировали. Посмотрите на мемориальные доски на старых домах в центре Минска: заслуженные деятели науки и культуры жили на главных улицах. И сегодня нам необходимо беречь свой интеллектуальный капитал, удерживать его в стране, развивать. Если мы хотим сделать стратегический рывок, нужны те элиты, которые обеспечат это реактивное движение. Надо очень внимательно и аккуратно относиться к созидателям и новаторам, изобретателям технологий, тем, кто занимается прорывной наукой, менеджерам, которые внедряют инновации в производство. Именно эти люди способны обеспечить интеллектуальную безопасность страны.

0

— Возможно, необходимо транслировать интеллектуальную составляющую от элит в более широкие слои граждан? Воспитывать в обществе критическое мышление?

— Я бы очень осторожно относился к социальному инжинирингу. Хотя эти технологии очень популярны в наше время, их успешность не безусловная. Я не столь оптимистичен в том, что людей можно воспитать по каким-то заранее сформированным лекалам. Если люди хотят воспринимать какие-то идеи, парадигмы — они будут это делать и им следовать. Если какие-то концепции обществом отвергаются, не воспринимаются — их бесполезно навязывать. При затрате неимоверных усилий можно получить только ложное представление о лояльности той или иной позиции и группы. Люди будут делать соответствующий вид, мимикрировать, а в душе придерживаться других взглядов и поступать иначе, возможно, не в открытую. БИСИ занимается этой проблематикой. Очень важно изучать ценностную матрицу людей, понимать их приоритеты и выстраивать исходя из этих приоритетов внутреннюю политику. Несомненно, у белорусов есть уникальный ментальный код. Наши граждане стремятся к добрососедству, спокойным и взвешенным взаимоотношениям друг с другом.

О критическом мышлении. Людей таких очень мало: образно говоря, один на тысячу. А с критическим мышлением и патриотично настроенных — еще меньше. Найти их крайне сложно, но мы их ищем. Не критиканов, а нацеленных на решение проблем, без деструкции и разрушения. В общем и целом критический склад ума для белорусов не характерен. Большинство наших граждан не привыкли к публичным дебатам, шумным спорам. Многие склонны к спокойному и тихому компромиссу. И этот факт надо учитывать. Белорусы — люди сдержанные. Поэтому те же социальные сети не отражают реальных общественных настроений. Более точно определяют народное мнение некие косвенные, но репрезентативные метрики. Например, если увеличивается количество пользователей банковских услуг, то можно говорить о том, что люди уверены в устойчивости нашей финансовой системы. И такие вторичные отражения ценностной матрицы позволяют оценивать правильность тех или иных решений, вектор государственной политики.

0

— Человеческий капитал — важнейший фактор развития и экономики, и общества в целом. Но он, по крайней мере пока, является категорией абстрактной. Может быть, целесообразно оцифровать человеческий капитал, чтобы понимать, прирастает он или убывает, какие факторы влияют на его увеличение, насколько эффективны социальные инвестиции?

— Мы в шаге от того, чтобы зайти в такие цифровые системы. В Беларуси это возможно, так как страна обладает высокими компетенциями в IT. Однако надо здраво оценивать не только преимущества этого шага, но и возможные последствия. Цифровизация неизбежно приведет к формированию социальных рейтингов. Поэтому надо понимать: выделяя те или иные социальные группы и формируя для них особые социальные планы, мы рискуем превратиться в кастовое общество. Готовы ли мы к этому?

0

Мы привыкли к социальному равенству, за которое всегда ратовал Президент. В Беларуси между уровнем жизни людей нет тотальной разницы. Отсутствуют наглые олигархи, бессовестно богатые чиновники. Действуют социальные лифты, есть равенство возможностей. Если мы займемся цифровизацией, сформируем рейтинги, то может произойти кластеризация общества. И будет ли это способствовать развитию, необходимо изучать. Несомненно, необходимы и новые технологии, и модернизация по многим направлениям, но главное — не потерять те достижения, которые у нас, несомненно, есть.

За 30 лет независимости страна прошла большой путь, и сегодня нам нужно осмыслить, что собой представляет наша Беларусь. Надо понимать, что мы так далеко зашли в своей уникальной парадигме движения, что никакие иностранные лекала для нас не подходят. Они не лягут на наш уклад жизни. Конечно, не стоит отрицать чужой опыт: это грозит деградацией. Необходимо перенимать наиболее успешные решения, которые есть и на Западе, и на Востоке. Но чужие концепции нужно адаптировать под нашу уникальную действительность. И для начала нам необходимо глубоко изучить нашу жизнь, общество, государственность, которая во многом сложилась благодаря усилиям Главы государства и консенсусу в обществе, которое поддерживает его взгляды. Исходя из всего этого и нужно смотреть в будущее.

0

Сейчас перед нами стоит множество вариантов выбора. Идти ли по пути специализации, как многие страны, или формировать универсальную модель экономики? Создавать новые отрасли или развивать существующие — машиностроение, сельское хозяйство? А может, совмещать оба подхода? И важно не только решение власти, но и состояние общества: трудовых ресурсов, системы образования, готовность молодежи получать определенное образование, потом работать в этой сфере… Не менее важен общественный консенсус, чтобы эффективно претворить принятые решения в жизнь. Только тогда страна получит мощный импульс для развития. У Беларуси есть много преимуществ. Страна компактная, обладает высоким уровнем человеческого капитала. Наша республика управляемая, принятые государственные решения исполняются. Граждане не склонны к безумному стяжательству, хищнической конкуренции, общество отличается высоким уровнем ответственности, не выдвигает завышенных запросов. В целом сформированы все базовые факторы, которые позволяют нам двигаться вперед.