Сотрудничество Беларуси и России традиционно направлено на созидание и результат, что не исключает насыщенного диалога при согласовании позиций.
В настоящее время развитие интеграции Минска и Москвы проверяется на прочность схожими процессами: консолидированное давление зарубежных партнеров с задействованием санкционных механизмов, последствия пандемии, протесты.
На двустороннем треке стороны ориентированы на реализацию первоочередных интересов: Беларусь задействует потенциал России для сохранения стратегической устойчивости; для России Беларусь видится ядром стратегии на постсоветском пространстве, способным влиять на привлекательность интеграционных проектов, воспринимается как важный элемент безопасности Союзного государства на западном стратегическом направлении.
В ходе Всебелорусского народного собрания Президент подтвердил акценты на стратегическом партнерстве, взаимозависимости Беларуси и России в вопросах стабильности и безопасности, приверженности развитию Союзного государства, совместном образе будущего.
В части сотрудничества с Россией важное значение в тезисах А.Лукашенко и В.Макея имело уточнение практической значимости и незыблемости принципа многовекторности во внешней политике. Отмечено, что Беларусь не откажется от многовекторности, поскольку данный принцип основан на стремлении «иметь сбалансированные и разнообразные связи с внешним миром, прежде всего экономические». При этом многовекторность «не исключает преобладания какого-либо вектора».
Нынешний политический кризис только усилил востребованность многовекторной внешней политики, которая представляет собой единственный доктринальный подход, в рамках которого Беларусь сохраняет свою субъектность в турбулентной региональной и глобальной повестке.
Таким образом, прозвучавшие на ВНС тезисы внесли ясность по ряду важных вопросов белорусско-российских отношений, их можно считать программным видением контуров взаимодействия со стороны официального Минска.