Дата публикации

Центральная Азия: риски и возможности ренессанса

Страны Центральной Азии продолжают балансировать между интересами крупных игроков, прагматично извлекая из складывающихся реалий максимальные для себя выгоды. Прошедшая недавно в Астане VI Консультативная встреча глав государств Центральной Азии (ЦА) заставила снова обратить внимание на этот поднимающийся регион. По признанию многих экспертов, на фоне геополитической турбулентности регион становится не только связующим звеном между Азией и Европой, но и новым центром глобального притяжения. Что происходит и какие выводы важно сделать Беларуси?   

Мотивация внешних игроков

Англосаксонский альянс рассматривают ЦА прежде всего как площадку для противостояния с геополитическими противниками в лице РФ и КНР, а также богатую ресурсную базу. Причем это никто особо не скрывает. В США, например, открыто заявляют о планах создания нового сухопутного маршрута оттуда через Армению и Азербайджан, в обход России и Китая.

С 2022 года в регионе активизировалось Агентство по международному развитию США (USAID) с фокусом на "борьбу с недостоверной информацией, распространяемой российскими СМИ". В мае т.г. стало известно, что USAID и Геологическая служба США в течение пяти лет будет осуществлять проект с бюджетом в $24 млн во всех пяти странах ЦА и Афганистане по управлению трансграничными водными ресурсами в бассейнах рек Сырдарья и Амударья, а также разведке и изучению подземных вод.

Недавно экспертные паблики обсуждали новость о заключении USAID и Астаной сделки, согласно которой в таможенной системе Казахстана, части единого с нами и РФ таможенного пространства, будут установлены специальные американские сервера.

Интересы Евросоюза связаны с необходимостью обхода российских торговых путей и доступа к энергоресурсам в условиях антироссийских санкций. Брюссель хотел бы также проецировать оттуда свое влияние на Южный Кавказ и Ближний Восток, сдерживать сотрудничество с Россией в сфере энергетики, а также препятствовать параллельному импорту.

В сторону Евразии постепенно смещается главное внимание Китая. Основными целями Поднебесной выступают диверсификация источников снабжения энергоносителями, а также укрепление безопасности в своих западных провинциях.

По мнению аналитиков Jamestown Foundation, Турция активно продвигает свое влияние в Центральной Азии, стремясь заполнить вакуум, оставленный Россией после переноса фокуса ее внимания в Украину, а также остановить китайскую экспансию. Анкара также пытается заместить Москву в обеспечении военных нужд стран региона.

В последние годы растет сотрудничество региона с Ираном как удобным маршрутом для диверсификации торговых путей. Государства Центральной Азии давно используют порт Чабахар для доступа в Индийский океан. Наиболее активно этот маршрут осваивает Узбекистан, а также Туркменистан, выстроившие коридор в сторону Персидского залива и все более тесно сотрудничающие втроем в транспортной отрасли. К этим процессам подключаются и другие страны, например Турция.

В последнее время в ЦА активно инвестируют арабские страны Персидского залива, тесня там российские и китайские интересы, несмотря на все геополитические риски.

После 2022 года в Центральной Азии на фоне значительного повышения глобального интереса к этому региону, богатому полезными ископаемыми, заметно активизировалась Япония.

Укрепляет там свои позиции и Республика Корея. Например, Сеул и Душанбе недавно подписали соглашение о проектировании железной дороги, которая должна связать Таджикистан с Афганистаном, Пакистаном и Индией, способствуя развитию региональной торговли.

Интерес к Центральной Азии проявляет Шри-Ланка, которая недавно решила открыть свое посольство в Казахстане.

В соревнование намерена включиться даже географически далекая Ирландия, стремясь развивать с центральноазиатскими столицами тесные отношения и стратегическое партнерство на фоне глобальной напряженности, СВО в Украине, нарушения судоходства в Красном море и изменения цепочек поставок.

И это далеко не полный список.

При этом общее целеполагание Запада недвусмысленно сформулировал американский консервативный журнал National Interest. Там считают, что западным странам следует выработать стратегический подход, стимулирующий экономическую конкуренцию в Центральной Азии между Россией, Китаем и Ираном, а также Турцией и Индией, чтобы страны региона получили возможность диверсифицировать свои внешние связи. Другими словами, речь идет о том, чтобы столкнуть лбами основных региональных игроков со всеми вытекающими из этого негативными эффектами.

Внутренняя рефлексия

Безусловно, в центральноазиатских столицах осознают возрастающие роль и место своего региона в мировых делах, что способствует повышению уровня самосознания местных элит.

В этой связи вполне логичны заявления национальных лидеров о начале формирования общерегиональной идентичности, а также общей истории на основе тюркских, персидских, арабских, китайских, российских и западноевропейских источников.

В то же время одновременные устремления к региону со стороны многих игроков, особенно внерегиональных, зачастую с противоречивыми или даже конфликтными интересами, создают риски появления зон напряженности и возможной дестабилизации. В силу своей географии Центральная Азия в полной мере испытывает негативные последствия глобального кризиса доверия и эскалации конфликтов, по сути, став заложницей санкционной политики Запада.

Вот почему на упомянутой выше встрече в Астане говорили и о необходимости общей и неделимой оборонной политики. К этому подталкивают также ближайшие соседи. Например, о намерении пересмотреть границы с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном недавно завили в Афганистане. И это вдобавок к имеющимся противоречиям, связанным с использованием трансграничных водотоков.

Подписанные на встрече в Астане документы, в частности стратегический план "Центральная Азия - 2040", свидетельствуют о решимости местного истеблишмента следовать курсом на более тесную интеграцию и создавать для этого реальные механизмы.

Отдельного внимания в данном контексте заслуживает инициатива Узбекистана взять на себя ответственность за будущее региона. Если исходить из того, что о лидерстве судят по поступкам, то недавний визит в Кабул премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова, в котором многие эксперты усмотрели косвенное признание режима талибов, только подтверждает амбиции Ташкента.

Выводы для Беларуси

Очевидно, что складывающая сегодня в Центральной Азии ситуация постулирует необходимость выработки и в Республике Беларусь собственного стратегического видения путей и направлений эффективного развития отношений со странами этого региона. Особенно с Узбекистаном, который уже открыто демонстрирует амбиции регионального лидера. При том, что все они являются нашими партнерами и союзниками по СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС со всеми сопутствующими этой данности взаимными обязательствами и последствиями в контексте возможного появления там очагов напряженности.

Белорусский институт стратегических исследований поддерживает тесные контакты с коллегами и партнерами практически во всех региональных столицах ЦА. В числе прочей активности решению упомянутой выше задачи будет способствовать участие БИСИ в серии значимых международных экспертных мероприятий, запланированных осенью этого года в Ташкенте и Астане.