Дата публикации

К вопросу о сотрудничестве с Афганистаном

В процессе мониторинга тематики «зависших» итогов президентских выборов в Афганистане приходится слышать различные экспертные мнения по поводу этой страны, которая позиционируется как «ресурс больших возможностей», в том числе с точки зрения реализации различных проектов. В этой связи закономерно и логично возникает вопрос по поводу природы таких высказываний и степени их обоснованности с учетом объективно складывающейся там военно-политической обстановки и прогнозов ее развития.

Как известно, даже массированное военное присутствие США в Афганистане с 2001 года не привело там к миру или сколь-нибудь желаемой стабилизации. Напротив, ситуация день ото дня имеет тенденцию к ухудшению, что признают даже сами американцы, поговаривая о выводе своего контингента.

Исторический опыт показывает, что Афганистан трудно восприимчив к внешнему воздействию. Принято считать, что эту страну на протяжении многих столетий никто так и не смог по-настоящему завоевать. Ее легко захватить, но невозможно потом управлять (что до США доказал опыт Британской империи и СССР). Тем более его невозможно реформировать, особенно под внешним управлением.

Не следует преувеличивать значимость договоренностей с талибами, которые вряд ли будут ими серьезно соблюдаться (исторически в афганской традиции вообще не принято строго придерживаться заключенных соглашений). Нужно понимать, что «Талибан» – достаточно рыхлая и слабо модерируемая структура. По своей природе она представляет собой конгломерат различных группировок с доминированием в системе принятия решений отдельных полевых командиров. Даже если теоретически допустить, что определенное крыло «Талибана» в итоге сможет договориться с правительством в Кабуле (что маловероятно), в силу существующей конкуренции часть полевых командиров может переметнуться в другой «лагерь». С учетом конфликтного столкновения в Афганистане интересов крупных мировых акторов, вне зависимости от сроков и формата ухода США, скорее всего, это приведет к дальнейшему усилению и легитимизации талибов, очередному переделу власти, сфер влияния и контролируемых территорий – фактически к новому витку неконтролируемой дестабилизации в Большой Евразии с сопутствующими гуманитарными последствиями и угрозами в сфере безопасности для всего региона. Все это приобретает для нас особую актуальность, в том числе в связи с нахождением в соседней России больших групп трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, близких к Афганистану ментально, и в силу других факторов.

Подобный сценарий может «взорвать» и без того хрупкую региональную ситуацию в сфере безопасности в регионе и выдвигает на повестку ряд проблем и рисков, связанных с терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и нелегальной миграцией.

Помимо эффекта прямого влияния на Россию и Центральную Азию, вышеназванные проблемы могут затронуть в той или иной степени интересы других наших партнеров:

  • КНР, особенно в контексте сухопутной части проекта «Пояс и путь», так как резкий рост нестабильности в Центральной Евразии в случае нового распада (федерализации) Афганистана серьезно увеличит риски реализации этого проекта;
  • Индии, которая традиционно поддерживает все кабульские правительства, могущие составить конкуренцию Пакистану с учетом проблемы непризнания Афганистаном «линии Дюрана», отделяющей пуштунские территории Афганистана от пуштунских территорий Пакистана;
  • Пакистана, так как любая нестабильность в Афганистане имеет тенденцию сразу же экстраполироваться на северо-запад Пакистана;
  • Ирана, поскольку он автоматически окажется втянут в любой внутриафганский конфликт в силу связей афганских хазарейцев – шиитов с иранскими единоверцами;
  • ЕС, поскольку волны беженцев могут достигнуть Европы (в последние годы афганские беженцы – заметная категория в Германии, где они уступают по численности только беженцам из Сирии).

Помимо этого, потенциально возникнет угроза подготовки в лагерях Аль-Каиды и ИГИЛ на территории самого Афганистана новой генерации международных террористов, что представляет собой уже угрозу глобального масштаба.

Таким образом, в свете вышеперечисленных прогнозных оценок, если мы говорим об эффективном продвижении национальных интересов Республики Беларусь, все, что касается Афганистана, следует тщательно оценивать и всесторонне преломлять через экспертную призму всех наших партнеров в регионе.