Дата публикации

Любой новый президент США будет решать вопрос доминирования Вашингтона в мире

Действующий президент США Джо Байден 21 июля сообщил, что не будет избираться на второй срок. Он поддержал кандидатуру вице-президента Камалы Харрис. Харрис заявила, что намерена выиграть номинацию в качестве кандидата в президенты от Демократической партии США.

Кандидат от республиканцев Дональд Трамп неоднократно заявлял, что действующего вице-президента США ему будет победить гораздо легче. Выборы президента США пройдут в ноябре.

В силу логики политического процесса, который разворачивался в США в последние недели, выход Байдена из кампании был достаточно предсказуем, как и выдвижение Харрис.

У демократов сложилась ситуация, что скамейка запасных весьма короткая, по сути это несколько губернаторов, например, Калифорнии или Мичигана. Что касается Мишель Обама, то складывается впечатление, что ее приберегли для следующего электорального цикла… В силу того, что рейтинги Байдена и в целом Демократической партии снизились, особенно после дебатов с Трампом и стрельбы в Трампа, вероятность демократов победить все-таки ниже, хотя разрыв между республиканцами и демократами на данный момент критическим не является.

При выдвижении Харрис собранные командой Байдена средства на избирательную кампанию могут быть дальше использованы на ее кампанию. Если они оба покидают гонку, то возникают определенные финансовые ограничения на использование этих средств. Так что Камала является достаточно очевидным кандидатом. В то же время утверждение ее кандидатом от демократов должно пройти позже, в августе, на съезде партии. Сейчас внимание аналитиков приковано как раз к этому съезду, потому что все-таки возможны какие-то дебаты и непредсказуемые факторы. Все же Демократическая партия на данный момент очень неоднородна.

Надежды с Харрис связываются в том числе и потому, что для сторонников демократов важна победа кого угодно, но только не Трампа. В этом смысле рейтинг любого кандидата от Демократической партии будет антирейтингом Трампа, голосовать будут по принципу: «кто угодно, только не Трамп», поскольку в глазах электората демпартии он выглядит почти что инфернальным кандидатом. А сам Трамп в среде республиканцев позиционирует себя фактически как кандидат-мессия.

Вне зависимости от того, кто победит на выборах, для американского истеблишмента основной задачей будет «починка консенсусной рамки» между республиканцами и демократами, потому что сейчас раскол между партиями достаточно глубокий. На этом фоне обеим партиям нужно сохранить механизм управления страной, сохранить доминирование США на мировой арене. Несмотря на публичный антагонизм обе партии сохраняют близость по отдельным вопросам стратегической безопасности, по этим вопросам есть определенный консенсус, и его надо укрепить. Вероятно, эта задача будет решаться совместно.

Перед США стоит такой вызов, как рост доминирования Китая на мировой арене. И демократы, и республиканцы должны будут этот вызов решать. Это не вопрос идеологии, это для США реально стоящий вызов, объективная реальность. В этой части перед администрацией нового президента, кем бы они ни был, будет стоять та же задача, как и перед администрацией Байдена.

Не стоит ожидать существенных изменений в отношениях Беларуси и США. В белорусско-американских отношениях, наверное, мало что изменится, независимо от того, кто будет президентом. Потому что любой президент США, который вступит в должность в 2025 году, будет решать задачу в первую очередь благополучия США, то есть внутриполитическую задачу, задачу сохранения доминирования Америки на мировой арене. Можно говорить не о политике США в отношении Беларуси, а о политике США в Восточной Европе. Меняться эта политика будет только в той степени, в какой это будет выгодно республиканцам, в случае их прихода к власти. Например, для демонстрации несостоятельности прежнего правления демократов.

Что касается вопроса урегулирования на Украине, в предвыборной программе Трампа эта тема звучит. Но получается парадоксальная ситуация. Трамп сам по себе воспринимается как фактор неопределенности: не совсем понятно, чего от него следует ожидать. Но при этом с ним связывается запрос на стабилизацию конфликтов, на стабилизацию в целом внешней политики США. Политика республиканцев предполагает увеличение трат европейцев на собственную безопасность, на безопасность в рамках НАТО. Изменения для Европы, изменения хода конфликта на Украине в этой связи возможны.