Дата публикации

Национальное государство в условиях новой «нормальности». Часть 3

Russian Belarusian English

«Cостоятельность» (stateness) как компонент эффективного государства

Как любая кризисная ситуация, пандемия COVID-19 выявила проблемные места практически всех государств и заставила задуматься не только над тактикой решения текущих проблем, но и стратегией предотвращения их в будущем. Как отмечают эксперты, долгосрочность планов может быть гарантирована преимущественно государственным сектором, интересы которого направлены на проекты развития человеческого капитала, в отличие от частного сектора, который зависит от конъюнктуры рынка и нацелен исключительно на максимизацию краткосрочной прибыли. Однако вкупе они составляют единое целое, выпадение одного из участников повлечет за собой деформацию всей государственной системы. Немаловажным фактором в обеспечении баланса и стабильного развития государства является формирование национально-ориентированной и национально-ответственной элиты. Поэтому государственно-частное партнерство как форма взаимодействия между властью, бизнесом и обществом на сегодняшний день является одной из наиболее перспективных. Однако модель и эффективность зависят от учета местных реалий.

Важно понимать, что:

  • действенность антикризисных программ зависит от специфических особенностей каждого государства в отдельности;
  • изменение баланса сил (усиление роли одного из участников) не означает качественных изменений (ломки) системы в целом, а лишь ее адаптацию к новым условиям;
  • цикличное превалирование государственного и частного секторов может рассматриваться как «оздоровление» системы государственного управления и экономики;
  • равновесие системы поддерживается правовыми нормами и третьим участником – гражданским обществом.

Уже сегодня очевидно, что роль национального государства будет изменяться как во внутреннем поле, так и во внешнем. Вероятным представляется актуализация концепции, которая будет включать такие характеристики государства как «статусность» и «состоятельность». Введение в политическую риторику такого термина как «прагматичная солидарность» является косвенным подтверждением тезиса о том, что именно национальные государства должны на своем уровне мобилизовать все ресурсы и только потом они могут рассчитывать на помощь извне. «Состоятельность» государства обеспечивается набором функций, которые в современных условиях достаточно обширны. Это связано, прежде всего, с наличием постоянных рисков и угроз для них. Кроме того, требования, которые предъявляются другими участниками мирового сообщества, постоянно возрастают. Многие государства находятся в положении «догоняющих». В этой связи функционал следует рассматривать в расширенном варианте – стратегическом, а не тактическом. Таким образом, наиболее актуальными являются следующие:

  • гарантировать определенный уровень стабильности государственной политики;
  • устанавливать и поддерживать приоритеты государственной политики среди противоречивых требований, выдвигаемых со стороны групп интересов;
  • распределять ресурсы оптимальным образом;
  • внедрять инновации в управление с целью оптимизации политического курса;
  • иметь возможность налагать ограничения на влиятельные группы;
  • поддерживать международные обязательства в отношении торговли и национальной обороны.

На основе указанных функций можно выстроить модель государственной «состоятельности», которая будет основана на следующих детерминантах: легитимность государственной власти, стабильность государственных институтов и эффективность государственного управления.

Как видим, функции государства в обычных условиях в рамках данной концепции не просто значительны. Однако это не значит, что они выполняются в полном объеме, так как часть из них может быть делегирована другим участникам (частному сектору). В период кризисной ситуации происходит обратный процесс (не трансформация). Функции, которые мы можем назвать регулирующими и ограничивающими, начинают превалировать, но правительства их не изобретают заново и ничего не присваивают. Они изначально входили в компетенцию государственного сектора. Но важно и в кризисный период соблюсти баланс. Ответственность за этот участок возлагается на гражданское общество.

Усиление роли государственного сектора в условиях кризиса – это естественный процесс, так как это происходит на фоне сформировавшегося запроса со стороны других участников. Смена ролей доказывает не несостоятельность, а скорее наличие стратегического мышления и достаточно высокого уровня понимания динамики государственных процессов со стороны широких слоев общественности.

Автор: Ольга Лазоркина, кандидат исторических наук

Читайте также:
Национальное государство в условиях новой «нормальности». Часть 1
Национальное государство в условиях новой «нормальности». Часть 2