Всебелорусское народное собрание (ВНС) как высший орган народовластия формирует надежную почву укрепления национального иммунитета от попыток реализации "цветных сценариев" в Беларуси, на организацию которых неоднократно бросались мощнейшие зарубежные ресурсы и технологии. Напомним в связи с этим и готовившийся в течение семи этапов мятеж 2020 года. Какие выводы позволяет сделать анализ тех событий и как Всебелорусское народное собрание позволяет защитить белорусское общество от подобных вызовов?
Анализ событий 2020 года показывает, что главными направления удара были: 1) раскол общества, особенно по линиям профессиональных и социальных групп; 2) дезориентация личности через информационную "промывку мозгов"; 3) демонтаж государства через захват центральной точки принятия решений - президентского поста. Белорусский народ сумел противостать этим ударам и извлечь уроки из тех событий.
Наделение Всебелорусского народного собрания статусом конституционного органа власти, определяющего стратегические направления развития страны, создает мультиплицирующий эффект защиты личности, общества и государства от новых провокаций. Во-первых, сама суть ВНС - в единстве и сплочении всех категорий общества, как по половозрастному, профессиональному, так и по региональному признаку. Во-вторых, ВНС призвано задавать смыслы и цели, формировать белорусский, а точнее всебелорусский дискурс в идеологической и информационной сфере, что повышает нашу сопротивляемость потоку лжи. В-третьих, ВНС как коллективный орган ломает классическую схему "цветной революции", для которой важно сместить конкретное высшее должностное лицо либо группу ключевых чиновников. В обновленном варианте ВНС горе-стратегам придется столкнуться даже не с сильным Президентом, а с общественным монолитом в лице 1200 делегатов, т.е. задача становится практически неразрешимой.
Но это не значит, что оппоненты не будут искать обходных маневров. Скорее наоборот, именно сейчас необходимо усилить работу ВНС и его делегатов по активизации коммуникации общества и власти, вовлечению граждан в многогранные процессы государственного строительства. Актуальными направлениями такой работы видятся следующие.
1. Демонстрация обществу "точек опоры" - ближайших шагов государства по его развитию, которые сделали бы явными и понятными для каждого слоя перспективы своего будущего и образ будущего белорусского государства, снизив тем самым возможные тревоги и неопределенности, особенно на фоне окружающих нас конфликтов и милитаризации обстановки вдоль наших границ.
2. Придание динамики процессам структурирования и масштабирования гражданского общества. Это укрепление позиций общественных организаций и политических партий, нацеленных на созидание и освоение конкретных социальных ниш (защита окружающей среды, волонтерство, благоустройство территорий, возрождение малой родины, историческая память и мемориализация, реализация творческих инициатив, внедрение технологий, социальная коммуникация и тому подобное).
3. Формирование лидерства и новых "точек доверия", особенно в регионах, которые могут стать не только донорами ресурсов и человеческого потенциала, но и перспективным местом самореализации, особенно для молодежи. Любовь к своей земле, значимость созидательного труда и ценность семьи - наилучшие предпосылки для воспитания патриотов, неподвластных любым, даже высокотехнологичным, попыткам манипулировать нашим обществом.