Дата публикации

Точки роста белорусской деревни

Сохранение жизни в сельской местности – одна из главных задач региональной политики на современном этапе развития страны. Об этом заявил Глава государства в преддверии празднования Рождества 6 января.

Отток населения из села в город – это не новая проблема. Общемировая тенденция сокращения численности сельского населения в ряде развитых государств характеризуется долей сельского населения в общей численности в 15% - так называемый внегласный порог безопасности современной сельской жизни.

В Беларуси с 1990 года по 2022 год сельское население уменьшилось с 33,9% до 21,9% в общей численности населения. Можно говорить о том, что порог безопасности не достигнут и есть еще задел для того, чтобы не беспокоиться, однако проблема существует, и о ней уже давно говорят.

Будущее сельской местности, замедление темпов оттока населения из села в город – важные задачи политики регионального развития Беларуси. Процесс становления агрогородков центрами притяжения, который наблюдается на фоне вымирания классической деревни, подтверждает данную тенденцию. Ряд политических решений свидетельствует о том, что село необходимо развивать. В частности, реализация решения Главы государства «Один район-один проект», осуществление преобразования пилотных агрогородков в «деревни будущего» с современными социальными нормативами стандартов жизни населения, сокращение темпов строительства жилья в столице и др.

Проведенные БИСИ опросы студенческой молодежи показывают, что на первом месте в качестве целевого ориентира среди юношей и девушек, которые рассматривают возможность жизни в селе, стоит доступность и скорость интернета, на втором – транспортная инфраструктура. Современная социальная инфраструктура (фитнес-центр, торговый центр, кафе и т.п.) является важным, но не в такой степени, как интернет и дороги.

Приоритизация сельской жизни может быть запущена только параллельно с созданием условий и возможностей жизни в деревне (агрогородке). Важнейшими факторами могут стать наличие крупного хозяйства, выпускающего востребованную продукцию (как, к примеру, ОАО «Остромечево» в агрогородке Остромечево Брестской области), наличие природных ресурсов с акцентом на развитие населенного пункта (агрогородок Лясковичи Петриковского района Гомельской области), ряд природных условий для развития туризма (Браславский район Витебской области), занятий фермерством или сельским бизнесом (Столинский район Брестской области), близость к крупному городу и т.п.

Так называемые точки роста белорусской деревни необходимо определять не только путем реализации государственных программ на базовом территориальном уровне, строительства градообразующих предприятий, закрепления основных положений региональной политики в нормативных правовых документах, но и путем их выявления по методу «инициатива снизу» - когда местное население и органы власти предлагают свое видение дальнейшего развития населенного пункта, потенциал его использования для увеличения ВРП региона и повышения уровня жизни местного населения, а не просто выполняют целевые ориентиры социально-экономического развития. В таком случае государство будет гарантом обеспечения конституционных прав граждан, а граждане – заинтересованным инвестором в развитии места своего проживания.