Многосторонняя программа Европейского союза, направленная на развитие регионального сотрудничества с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной, – «Восточное партнерство» (ВП) – была инициирована министрами иностранных дел Швеции К.Бильтом и Польши Р.Сикорским в мае 2008 г. Официально была запущена 7 мая 2009 г. на саммите в г.Прага.
Основные задачи «Восточного партнерства» - сближение и углубление сотрудничества государств Восточной Европы и Южного Кавказа с ЕС, создание условий для политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции как между ЕС и государствами ВП, так и между самими государствами ВП.
С начала развития программы наблюдается ряд нерешенных проблем:
- Отсутствие четкого общего представления о конечной цели проекта у его участников. После охлаждения отношений между Западом и Россией «Восточное партнерство», имевшее изначально достаточно аморфные рамочные задачи фактически превратилось в «процесс ради процесса»;
- Стремление европейской стороны навязать свое представление о пути развития государств и отношений между ними. Большое внимание, уделяемое ЕС, проблеме трансформации общественных ценностей стран-участниц ВП превратило сотрудничество с единой Европой в «дорогу с одним направлением»
- Размытость характера интеграционных процессов в рамках ВП. Проект не представляется ни геополитическим, ни инфраструктурным. Взаимодействие со странами-участницами на практике свелось к двусторонним отношениям. На этом фоне произошло разделение государств ВП на 3 группы: наиболее продвинутые в интеграции Грузия, Молдова, Украина (заключены Соглашения об ассоциации и установлены зоны свободной торговли); включены в партнерство Азербайджан (обсуждаются условия рамочного соглашения) и Армения (с 1 июня 2018 г. действует Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС); страна без базового соглашения - Республика Беларусь (ведутся переговоры о «Приоритетах партнерства ЕС – Беларусь).
Во взаимоотношениях белорусского государства с ЕС в рамках программы «Восточное партнерство» оправдываются выводы прогноза, представленного 9 сентября 2017 г. по результатам работы экспертного семинара инициативы «Минский Диалог» (был организован по методологии ситуационного анализа):
- Смещение акцентов в рамках Европейской политики соседства с продвижения ценностей на «стабилизацию и диверсификацию» отношений;
- Продолжение нормализации связей с Беларусью несмотря на отсутствие желаемого Брюсселем прогресса в вопросах прав человека и демократизации;
- Усиление в ЕС риторики, касающейся вопросов безопасности во внешней политике;
- Продолжение санкций ЕС в отношении России и усиление контрмер ЕС в области информационного и пропагандистского противостояния с РФ.
Тем не менее, в этом прогнозе, при оценке факторов, влияющих на развитие отношений Россия – Запад недостаточно учтен фактор Китая. К развитию отношений с КНР тяготеют и страны ЕС, и РФ. Ограничение или даже снятие конфликтности по оси Россия – Запад возможно посредством осуществления «Азиатско-Тихоокеанского подхода»: развития взаимовыгодных многосторонних торгово-экономических отношений при отнесении на второй план конфликтов в политической сфере.
Осуществление такого подхода возможно в отношениях ЕС – Республики Беларусь – Российской Федерации – Китайской Народной Республики. В тоже время, представляется возможным противодействие его реализации со стороны США.