Дата публикации

Деньги на выбор: появится ли в ближайшей перспективе альтернатива доллару

Деньги на выбор

Многие страны активнее переходят на национальные валюты в расчетах. Значит ли это, что в ближайшей перспективе появится альтернатива доллару?

Сегодня существует множество объективных и субъективных предпосылок дедолларизации. Субъективным фактором является применение доллара в качестве санкционного оружия в отношении России и Беларуси. Это обстоятельство подтолкнуло Россию, Китай, другие страны ШОС и БРИКС к созданию собственных систем расчетов, которые обходятся без доллара. Вместе с тем опыт обращения цифровых валют постепенно приводит к идее введения цифровых валют центральных банков, которые положительно воспринимаются в США и других развитых странах. Переход к таким валютам может также изменить международные системы расчетов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Как только появилась своя валюта в Евросоюзе, евро, конкурентная валюта, американцы начали душить своих подданных фактически, у которых и так было мало суверенитета. Дальше — больше… Вы видели, что во всем мире (и мы это ощутили) было одинаково: что доллар, что евро. Помните? Сейчас они нам фактически не нужны. Надо очень тонко видеть то, что происходит в мире вообще, и особенно на Западе. И этот процесс будет усугубляться. Появляются новые страны и новые валютные союзы. Придет время — и люди откажутся от этого доллара.  

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.

Всем правят нефтедоллары?

Доллар США является мировой резервной валютой с 1944 года и продолжает оставаться ею в силу того, что именно доллар доминирует как в международных резервах, так и в международных расчетах.

По данным МВФ, в первом квартале этого года доля доллара в международных резервах центральных банков составляла 59 процентов, евро — 20 процентов. Японская йена и британский фунт занимают примерно каждый по 5 процентов, доля китайского юаня и канадского доллара — по 2,5 процента, на остальные валюты приходится около 6 процентов международных резервов.

Доля доллара в международных расчетах, которые являются результатом международной торговли товарами и услугами, остается более высокой в сравнении с долей в резервах. Согласно данным Банка международных расчетов (BIS), последние 30 лет доля доллара в международных расчетах колеблется в коридоре 80 — 90 процентов.

Широкое использование доллара в международных расчетах связано с понятием «нефтедоллар». Так принято, что нефть в мире торгуется за доллары, наибольшие объемы торговли сырьем и фьючерсами проходят через Нью‑Йоркскую и Лондонскую биржи. Годовой объем торговли нефтью составляет 2,1 триллиона долларов, что более чем в два раза превышает годовой объем торговли всеми металлами — железом, медью, алюминием, золотом.

Между тем на наших глазах происходит изменение системы платежей в международной торговле. С 2022 года Россия начала поставлять сырье с оплатой рублями, введя это условие в качестве ответной меры на санкции США и ЕС, а также ввиду ограничений на использование долларов.

Деньги на выбор: появится ли в ближайшей перспективе альтернатива доллару

Альтернативные решения

Расширяются объемы использования альтернативных доллару валют в международных расчетах.

В частности, поставки сырья из России в Китай чаще всего оплачиваются в юанях. Поставки российской нефти в Индию оплачиваются также в юанях, дирхамах ОАЭ и прочих валютах. По мнению экспертов, именно превращение доллара в оружие вынуждает мир искать альтернативу. Прецеденты отказа от платежей в долларах проявляются не только в расчетах за сырье.

В прошлом месяце Аргентина выплатила Международному валютному фонду кредит на сумму, эквивалентную 2,7 миллиарда долларов, без использования долларов — китайскими юанями и банкнотами со специальными правами заимствования. Пока что речь идет о разовых сделках и незначительных по мировым меркам объемах расчетов, которые слабо видны в статистике, но все очень быстро может измениться.

Можно перечислить несколько угроз гегемонии доллара: во‑первых, это возможное введение общей валюты в рамках БРИКС, ШОС, ЕАЭС, во‑вторых, новации самих центробанков развитых стран.

На прошедшем недавно саммите ШОС в Индии немало внимания было уделено совершенствованию финансовых расчетов между участниками данной организации. Перспективы дедолларизации на основе введения золотого стандарта обсуждаются также на уровне БРИКС.

Ожидается, что во время саммита БРИКС в августе в Южной Африке будет сделано заявление о введении единой валюты БРИКС, обеспеченной золотом. Данное заявление БРИКС является наиболее заметным публичным вызовом доллару США на мировой арене за последнее время.

Однако в случае принятия данного решения его последствия для мировой финансовой системы остаются непредсказуемыми. Существует мнение, что введение обеспеченной золотом валюты БРИКС обесценит в первую очередь сами фиатные валюты членов БРИКС, а не доллар. По мнению министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергея Глазьева, идея наднациональной валюты БРИКС заключается в создании системы принципиально новых финансовых отношений, основанных на международном договоре. Примером наднациональной валюты можно также назвать евро. При этом страны БРИКС значительно опережают ЕС по объему ВВП, взаимной торговле и тем более по численности населения.

Валюта уходит в цифру

Существует вероятность, что реорганизация международной финансово‑валютной системы произойдет не ввиду отказа от доллара развивающимися странами, а станет инициативой самих США и других развитых государств. В частности, Федеральная резервная система уже работает над идеей цифрового доллара, который может дать правительству беспрецедентный контроль над расходами граждан. Точно так же, по заявлению аналитиков, цифровой фунт Банка Англии станет «полной реструктуризацией» нынешней финансовой системы и может дать правительству больший контроль над тем, как люди используют свои деньги (эту перспективную цифровую валюту в шутку называют бриткоином).

11 июля Государственная дума России приняла в третьем чтении законопроект о цифровом рубле, который, как ожидается, будет служить средством оплаты и перевода, но не средством сбережения.

Введение цифровых валют центральных банков позволит использовать широкие возможности цифровизации и искусственного интеллекта как потребителям, так и продавцам товаров и услуг.

Ожидается создание специальных приложений, рекомендующим потребителям, куда и когда лучше потратить свои цифровые деньги. Наиболее негативной стороной введения ЦВЦБ станет усиление государственного надзора за выбором расходов людей и их поведением в целом.

Пока что сложно предсказать все последствия перехода к ЦВЦБ, включая последствия для международных расчетов. Но может в итоге так оказаться, что бумажные деньги навсегда уйдут из оборота и система денежного обращения принципиально изменится.

Что касается белорусов, то те из них, кто привык хранить сбережения в бумажных долларах, в один момент могут столкнуться с частичной потерей накоплений. Не важно, что станет причиной — введение альтернативной мировой валюты либо переход самих США на цифровые деньги с принципиально новыми свойствами и механизмами обращения. Но есть и позитивный момент. Если у людей возникает вопрос, в чем хранить свои финансы, значит, у них есть свободные деньги.

Алексей БЫКОВ, доктор экономических наук, профессор, аналитик БИСИ.