В Беларуси проект бюджета на 2021 год предполагает курс доллара в районе 2,4 рубля, ВВП на уровне 103,5%, среднегодовую цену на нефть около $40 за баррель. Насколько реально, что курс доллара и другие показатели будут на предусмотренном уровне и от каких факторов это зависит? Об этом свое мнение в комментарии Myfin.by высказал аналитик БИСИ Алексей Авдонин.
– Основные параметры бюджета на 2021 год являются условно матричными, то есть закладываются непосредственно в прогнозные расчеты и считаются базисными для последующего понимания статей доходов и расходов бюджета.
Поэтому такие параметры, как курс доллара, темпы экономического роста (ВВП), безусловно, показывают, что динамика развития экономики будет сохраняться и монетарная политика, которая будет проводиться со стороны государства и Национального банка, должна способствовать интенсивному экономическому росту.
В отношении стоимости нефти, многие центры, которые занимаются экономическим прогнозом, и инвестиционные банки ожидают, что нефть в ближайшие два года будет сохраняться на уровне 40 долларов за баррель, или в диапазоне от 35 до 50 долларов. Рубеж, который был определен в 40 долларов, является неким медийным показателем и может в принципе отвечать реальности конъюнктуры внешних энергетических рынков.
Что касается темпов экономического роста 3,5% – можем или не можем мы этого достигнуть? Можем, но однозначно нам надо ускоряться, изменять систему управления нашими активами и повышать их эффективность. И быть более активными или, как говорят, более агрессивными на внешних, экспортных рынках.
Почему? Потому что конкуренция на них будет только увеличиваться. И чтобы оставаться на плаву, удерживать ВВП и увеличивать свои доли на рынках, надо менять методы подходов, ориентации именно руководителей, подразделений на высокий результат. Просто написать какие-то цифры или параметры в виде объемов реализации продукции и услуг – этого мало. Надо однозначно под новые планы, под такие высокие темпы экономического роста менять и систему управления активами, повышать их эффективность, отдачу.
Естественно, это потребует значительных организационных усилий, но результат они должны дать. Потому что если мы обеспечим высокие темпы экономического роста, а 3,5% – это высокий рост, то это нам даст возможность сохранить стабильность финансово-банковской системы, и удержать курс в тех пределах, которые были определены - в размере 2,4 рубля за доллар.
В отношении пандемии коронавируса и влияния этого фактора на экономику, надо понимать, что если не будет новой сильной волны в осенне-зимний период, то в основном страны мира начнут открывать свои экономики. И однозначно будет повышенный спрос на продукцию наших предприятий – как аграрных, перерабатывающих, так и промышленных.
Что это значит?
Многие страны в этот период сократили производство, и их темпы производства упали. И сейчас в мире соблюдается совершенно иной феномен, чем это было, к примеру, в кризисном 2008 году. Тогда было много товаров, но мало денег, а сейчас наоборот – мало товаров, но много денег. Поэтому эти деньги нам надо с внешних рынков собрать. Надо продать как можно больше товаров и услуг, заработать как можно больше денег и тем самым обеспечить социально-экономическую стабильность государства, не допустить резкого роста инфляции и девальвации национальной валюты.