Сборник "Две страны, тысячи заводов" СКАЧАТЬ
Сила знаменитого мистера Твистера из стихотворения Самуила Маршака была во владении «заводами, газетами, пароходами». Стихи написаны почти сто лет назад. Однако наличие в активах индустриальных мощностей, информационных ресурсов и транспортной логистики не только определяет благосостояние отдельных мультимиллиардеров, но и является основой национальных экономик. Недавно из типографии вышел сборник «Две страны, тысячи заводов. Путеводитель по промышленному туризму Союзного государства. Познавательные экскурсии на российские и белорусские предприятия». О достижениях и перспективах отечественной промышленности до сего момента было написано ярко и много. Отличительная особенность этого издания в том, что оно является одним из этапов реализации масштабного совместного проекта Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) и Агентства стратегических инициатив (АСИ) (Россия) по развитию промышленного туризма как одного из факторов формирования информационной среды для продвижения индустриального потенциала. Современного, высокотехнологичного, перспективного и привлекательного для работников. О белорусской промышленности, ее позиционировании в обществе и системных усилиях в данном направлении поговорили с директором Белорусского института стратегических исследований Олегом Макаровым.
Производственная мода
— Олег Сергеевич, если не лукавить, то в новейшей истории Беларуси индустриальный сектор не обладал высоким авторитетом в глазах многих наших сограждан. Они могли уважительно и с гордостью отзываться о наших флагманах, но свою профессиональную карьеру предпочитали строить в других сферах: финансовой, торговой, IT…
— Говоря объективно, мы находимся в начале индустриального ренессанса, когда промышленность становится краеугольным камнем устойчивого развития страны не только с точки зрения государственной экономической политики, но и мировоззрения граждан. В том числе молодежи. Будем откровенны: до конца еще не преодолены деструктивные последствия конца 1980—1990‑х годов. До сих пор ощущается технологическое отставание, которое сформировалось в тот период. Но у нас есть вполне живые научные и инженерные школы, крепкая система технического образования. Они позволяют окончательно преодолеть прошлый кризис и двигаться дальше. В том числе в высокотехнологичных отраслях: возрождать и развивать микро- и радиоэлектронную промышленность, химическую, фармацевтическую и другие. Осваивать новые направления. Ту же беспилотную авиацию: в этой области у нас наработаны очень серьезные компетенции, востребованные у наших партнеров. В целом по развитию индустриального сектора у БИСИ очень оптимистичные прогнозы.

Но чтобы они реализовались, необходимо общественное мнение развернуть в сторону промышленности. Не хочу, чтобы меня неправильно поняли, но в прошлые десятилетия акцент в общественном сознании был смещен в сторону других сфер деятельности. Был период популярности экономистов, юристов, маркетологов и специалистов по продажам. Потом наступила эпоха IT. И это направление оттягивало лучшие кадры. Несомненно, IT-сфера приносит позитивные результаты и у нее есть большие перспективы и потенциал. Но необходимо формировать интерес и к инженерно-конструкторской сфере. Через политику в образовании финансовые механизмы, разнообразные инструменты стимулирования и мотивации технических специалистов и исследователей. Белорусская промышленная история начинает свой новый этап. И тут, к слову, промышленный туризм — один из достаточно действенных инструментов управления имиджем как отраслей, так и отдельных предприятий.
Еще предстоит большая работа, чтобы снова создать моду на промышленность. Мы постоянно проводим различные социологические замеры. Несколько лет назад старшеклассники в большинстве своем видели свое будущее в IT-индустрии. Два года назад безусловным лидером мнений был Илон Маск и аналогичные фигуры высокотехнологичного бизнеса, менее известные широкой аудитории. Покоряла история быстрого и большого успеха, богатства, влиятельности. Но мир стремительно меняется. Происходит быстрая смена приоритетов и у подростков. И сегодня в цифровую отрасль рвутся уже не так массово, популярность IT перестала быть безусловной по многим причинам. В том числе в силу диалектики этой сферы: она становится более привычной, рынок насыщается, и постепенно программирование из исключительно прорывной деятельности превращается в что-то близкое к рутине. Плюс искусственный интеллект начинает активно отбирать хлеб у программистов.
И вот тут появляется возможность развернуть внимание молодого поколения к инженерным наукам и промышленному производству в качестве практического продолжения IT. Но необходимо понимать, каким будет инжиниринг новой эпохи, на каких принципах выстраиваться, какими должны быть современные промышленные объекты. Исходя не только из аналитических и умозрительных выкладок, а основываясь на ожиданиях будущих работников. И промышленный туризм, кроме того, что демонстрирует определенные достижения сейчас, дает возможность обратной связи для понимания чаяний молодежи, которой как раз предстоит строить новую индустриальную Беларусь.
Заводская витрина
— Но многие белорусские предприятия проводили политику информационной открытости. Немало наших флагманов делали доступными для широкой аудитории свои музеи, экспозиции, регулярно проводили дни открытых дверей. Усилий на корпоративном уровне оказалось недостаточно?
— Промышленный туризм не является совершенно новым явлением для Беларуси. Ряд крупных предприятий давно им занимаются, наработали хорошие компетенции и опыт. Проводятся даже конкурсы по промышленному туризму. Почему БИСИ — институт стратегический — занялся такой тематикой? В определенный момент на промтуризм мы посмотрели не только как на развлечение или инструмент корпоративного пиара, но в более широком смысловом поле. Надо отметить, что наши коллеги из Агентства стратегических инициатив в России (его еще иногда называют проектным офисом российского Президента) несколько раньше нас занялись этим проектом. Прежде всего с точки зрения продвижения экономической идеологии, которая постепенно выходит на траекторию развития собственных производств и технологической базы.
Были и внутренние сигналы актуальности указанного направления. БИСИ реализует проект по работе с молодыми аналитиками в ведущих белорусских вузах. Во время одной из встреч со студентами в регионе услышали от ребят, мягко говоря, скепсис в отношении нашего «Горизонта»: мол, предприятие стагнирует и умеет только на чужую продукцию свои лейблы наклеивать. Решили их переубедить и организовали экскурсию на предприятие. И когда они увидели исследовательские лаборатории, центры компетенций, уровень команды на «Горизонте», ощутили заряженность на результат, то совершенно другими глазами посмотрели на холдинг и его перспективы.
Нельзя сказать, что у нас в промышленности все идеально. Есть проблемы, недоработки. Но есть и много современных, высокотехнологичных предприятий. Конечно, чтобы крупное предприятие глубоко и принципиально модернизировать (скажем, запустить новый центральный конвейер на машиностроительном заводе), необходимы огромные ресурсы и экономически обоснованная целесообразность. Но на каждом предприятии уже создаются центры компетенций, открываются новые цеха, современные производственные участки с новыми технологическими решениями. Развитие происходит. И его нужно обязательно показывать широкой аудитории.
Поэтому нами и было принято решение заняться промышленным туризмом на системной основе с точки зрения стратегического развития страны, формирования промышленной идеологии. У промышленного туризма оказалось много аспектов. Он стимулирует предприятия, подтягивает их в формировании культуры труда. Нельзя же звать гостей, когда мусор в цехах и во дворе. И на предприятиях начинают наводить лоск. Кто-то может сказать: показуха. Но на деле — создание соответствующих условий труда. А это уже корпоративная культура, повышение самооценки сотрудников, создание соответствующей атмосферы. Все это имеет значение. Наши замеры показали: экскурсии позитивно влияют на самоощущение работников, ведь их деятельностью интересуются, их труд значим, их социальная роль важна. Важна также обратная связь. Молодежь не только смотрит и наблюдает, но и говорит о своих ожиданиях, даже высказывает собственное мнение и идеи о развитии предприятия. Молодые люди стремятся ко всему новому, и современные центры компетенций и разработок вызывают у них живой интерес. Они готовы туда идти работать, решать сложные задачи. В этом смысле для компаний промышленный туризм — важный элемент профессионального подбора. Такое общение позволяет формировать и корректировать кадровую политику, создавать те условия, которые соответствуют представлениям выпускников вузов и школьников о современной индустрии и своем месте в ней.
Совместно с АСИ наш институт занимается промышленным туризмом в рамках Союзного государства. Ключевая идея — изучение и взаимное обогащение промышленного потенциала. Вышедший из печати сборник «Две страны, тысячи заводов…» — один из инструментов продвижения данной концепции. В книге собрана информация о промышленных компаниях Беларуси и России по всем отраслям и под-отраслям.
— Но промышленному потенциалу наших стран было посвящено немало изданий…
— Сборник — только элемент более масштабного проекта, который, кстати, состоялся при поддержке Банка развития, за что ему отдельное спасибо. Но мы тесно работаем и с Министерством образования, другими органами государственного управления, чтобы активизировать посещение предприятий, в том числе на основе обмена с российской стороной. Наши коллеги из АСИ работают в этом направлении. Планируется, что на белорусские и российские предприятия поедут организованные группы. В первую очередь — преподаватели, учителя школ, чтобы они могли компетентно рассказывать своим ученикам о предприятиях, а также организовывать туры на них.
— Экскурсии могут приносить определенный доход, но для предприятий они не являются профильным видом деятельности. Как измерить эффективность таких мероприятий? Чтобы оправдать инвестиции компании, ведь руководство страны требует рачительно расходовать средства.
— Промышленный туризм — не развлекательный, а идеологический проект со стратегическим прицелом. В его основе осознание и уверенность граждан, прежде всего молодежи, что Беларусь и Россия по раздельности и вместе (в рамках Союзного государства) способны развивать технологии, перспективные производства. Чтобы у людей укрепилась уверенность: мы не являемся государствами, которые живут исключительно на советском наследии и использовании зарубежных ноу-хау, что мы можем сами приумножать свой интеллектуальный и индустриальный потенциал. И мир, и страна входят в новую эпоху, когда перестает действовать даже условно свободная торговля и другие формулы глобализма. Очевидно, что каждому государству необходимо заботиться о собственном производственном потенциале, его научном и инженерном обеспечении. Общественное мировоззрение тоже должно трансформироваться под новые реалии. И для этого необходимы в том числе и «витринные» проекты.
Промышленность должна нести не только материальную составляющую, но также обладать своей внутренней эстетикой. Создатели известного телесериала «Твин Пикс» Дэвид Линч и Майкл Фрост сняли серию документальных фильмов об американской промышленности. Мэтры мировой киноиндустрии дали совершенно новый взгляд на индустриальную жизнь. Художественное прочтение технологических процессов тоже очень важно.
Новая экономическая идеология
— А изучаете ли кейс Парка высоких технологий? Как мне кажется, вместе со своими резидентами в определенный момент они создали яркий образ программиста.
— Опыт ПВТ глубоко изучали. Там было реализовано много интересных проектов. Команда парка очень здорово внедряла новые элементы в систему управления, новые технологии, привлекала к этому много внимания. Их опыт логично использовать в промышленности, создавать ее новый образ. Мы привыкли, что индустриальный сектор по советскому образцу формируется из крупных предприятий с огромными цехами, дымящими трубами. Но промышленность кардинально изменилась. И сегодня многие высокотехнологичные конкурентные компании — компактные, мобильные, с цифровым оборудованием. В той же беспилотной авиации у Беларуси огромный задел не только в производстве аппаратов, но, например, в части создания оборудования для проведения испытаний различных узлов и агрегатов. Некоторые изделия поистине удивительные. Они разрабатываются и создаются в Беларуси и очень востребованы у наших партнеров в России, Китае.
Россия сегодня взяла высокий темп технологического развития. Идет активизация у наших партнеров по ЕАЭС, ШОС. В рамках интеграционных объединений тоже будет определенное распределение труда, специализация. И Беларуси необходимо не отставать от региональных трендов, занимать свою нишу.
У нас есть шанс стать технологическим хабом региона, что станет гарантией и нашего суверенитета, и экономической устойчивости, и источником самоуважения. Но для повышения технологического и промышленного потенциала необходимо улучшать инженерную доминанту, сделать ее ключевой в развитии экономики. И зажечь идеей молодежь. Создать образовательную базу и площадки, которые могли бы использовать потенциал пассионарных ребят.
Очень важна информационная, коммуникационная инфраструктура, которая бы помогла преодолеть страхи нового поколения перед промышленностью, производством. Они пока еще достаточно велики и по большей части необоснованны.
Нам просто необходимо научиться смотреть на людей не как на трудовой ресурс, а как на интеллектуальный потенциал. В силу демографической ситуации у нас не так много молодежи, но она высокообразованная. Необходимо не просто обеспечить молодых людей рабочим местом, но дать траекторию развития, чтобы каждый нашел свое место. В Беларуси есть все возможности растить титанов, активных, горящих новациями, которые бы выступали драйверами прогресса. Но очень важно найти баланс, компромисс между ожиданиями представителей юношества и объективными возможностями. Эта задача решается формированием новой экономической идеологии. И промышленный туризм — один из ярких ее элементов.