Дата публикации

Аналитик БИСИ предлагает примерную структуру национальной стратегии «поворота в Азию»

Важный поворот: от теории к практике

У Беларуси сегодня имеется уникальная возможность проявить традиционную мудрость: извлечь уроки из стороннего опыта и не повторить серьезных ошибок при формулировании собственной стратегии «поворота в Азию»

В условиях западной блокады Азия естественным образом превращается в мировой производственный, торговый, финансовый, технологический и логистический хаб. Разумеется, коренная перестройка (или, скорее, ломка) прежних отношений и порядка вещей будет болезненной и затяжной: придется более глубоко и разветвленно продолжать встраиваться в азиатскую экономику, причем зачастую не на самых выгодных условиях. Однако, похоже, другого пути у нас практически нет.

Image
Аналитик БИСИ предлагает примерную структуру национальной стратегии «поворота в Азию»
На пути к поставленным целям

На днях Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в числе важнейших задач назвал переориентацию экспорта, выпадающего с рынков Запада и Украины на дружественные страны, в первую очередь РФ и КНР, а также другие традиционные наши партнеры. Разработан комплексный план поддержки экономики. На подходе еще один документ — специальный декрет, призванный консолидировать усилия государства, бизнеса и общества в быстро меняющихся условиях.

Ни в коем случае не ставя под сомнение и не умаляя значимости принимаемых антикризисных мер, очевидно, что все они в большей степени из разряда тактики. Стратегия же — это специализированный план достижения долгосрочных целей, приоткрывающий дальние горизонты. В нашем случае уместно говорить о комплексной стратегии управления экономическим будущим страны.

Такая стратегия призвана помочь государству сосредоточиться на глобальных вещах, а не только на краткосрочной и повседневной деятельности, а также эффективно мобилизовать, распределить и использовать свои уникальные ресурсы, активы и функции.

Стратегия направляет действия государства к желаемым целям, минимизировав нескоординированные, разрозненные и, возможно, контрпродуктивные шаги. Она обеспечивает относительную стабильность в условиях кризиса. Даже если базовые настройки претерпят коррективы, задаст общую точку отсчета.

Базируется стратегия на комплексном анализе наиболее важных внутренних и внешних факторов, которые важно принимать во внимание для синхронизации этих двух треков. Хорошая стратегия всегда проистекает из тщательного и глубокого анализа положения страны в мире, глубокого знания своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также четко сформулированных целей. Такой набор базовых параметров призван помочь выбрать оптимальные векторы приложения усилий и ресурсов.

Залогом успешной реализации стратегии является уникальная система действий — инновационный национальный курс, специально разработанный для достижения поставленных целей.

Отталкиваясь от теоретических выкладок, а также имеющихся в БИСИ экспертных наработок, не претендуя на истину в последней инстанции, для широкого обсуждения предлагается примерная структура национальной стратегии «поворота в Азию».

1. Преамбула (основные положения) с раскрытием важности и своевременности разработки стратегии, а также определений основных понятий и терминов.

2. Цель и основные задачи стратегии.

3. Основные тенденции международной обстановки. Роль и место Республики Беларусь в современном мире.

4. Базовые приоритеты Беларуси в Азии с разбивкой по субрегионам.

5. Ключевые внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие государства.

6. Баланс сильных и слабых сторон Беларуси в контексте текущего положения страны.

7. Фактическая ресурсная обеспеченность стратегии, а также имеющиеся резервы и возможности для ее реализации.

8. Внутренние и внешние риски, вызовы и угрозы, способные оказать влияние на реализацию стратегии.

9. Система мер и обеспечения реализации стратегии, включая индикаторы оценки эффективности.

Будущее — в наших руках

Не стремясь предложить завершенный проект будущего документа и оставляя место для последующих дискуссий (и очень на их рассчитывая), я попытался набросать широкими штрихами приблизительную систему мер с разбивкой по ключевым сферам.

В политической сфере в качестве первоочередных мер предлагается:

• перебалансировка основных направлений внешней политики, в том числе с фиксацией концепта «поворот в Азию» в соответствующих концептуальных документах (концепциях внешней политики и национальной безопасности);

• качественное и количественное укрепление мотивированными и профессиональными кадрами дипломатического присутствия в ключевых субрегионах Азии;

• диверсифицированная и более глубокая интеграция в политическое, экономическое и культурно-цивилизационное пространство Азии;

• системное использование потенциала и возможностей сообщества зарубежных выпускников белорусских вузов. По данным Министерства образования, в прошлом году по основным и дополнительным программам в Беларуси ежегодно обучаются не менее 25 тысяч иностранных студентов из более чем 100 стран;

• создание предпосылок для обеспечения цивилизационного баланса по линии Восток — 3апад;

• качественное и физическое наращивание разнопланового нацио­нального присутствия в целевых странах («мягкая сила»).

В экономической сфере первоочередными мерами видятся:

• системная поддержка диверсификации экспорта в страны Азии, в том числе при опоре на местные финансовые и биржевые инструменты, а также комплексный научно-обоснованный подход (экономико-математическое моделирование);

• разработка национального бренда Беларуси с широкой трансляцией отечественных «историй успеха»;

• создание института «бизнес-послов» на базе задействования ресурсов малого и среднего бизнеса, имеющего опыт и глубокое понимание специфики бизнеса в конкретных регионах и странах.

В информационной и гуманитарной сферах успешной реализации стратегии способствовали бы следующие меры:

• консолидация усилий экспертного и академического сообщества в целях повышения массовой осведомленности населения, профессиональных сообществ в отношении азиатских перспектив и смещения таким образом этой тематики в центральную часть массового сознания, в том числе посредством целевой социологии;

• повышение качества и глубины аналитической работы в госорганах и реальном секторе, что представляется существенным условием повышения конкурентоспособности экспорта на азиатских рынках, подверженных жесткой конкуренции;

• совершенствование нацио­нальной научной школы востоковедения. Каждая часть Азии должна стать объектом научных исследований, а востоковедение — отдельной областью научного знания. При этом необходимо максимально «затачивать» образование под нужды реального сектора экономики;

• создание (в том числе в кооперации с ведущими образовательными центрами Азии) основ отечественной бизнес-школы, включая разработку образовательных программ по теме «бизнес по-азиатски» с целевой страновой специализацией;

• государству нужны специалисты-востоковеды, не только глубоко разбирающиеся в происходящих в странах Азии событиях и процессах, понимающие важность Азии для экономического будущего страны, но и способные предлагать конкретные пути решения стоящих задач;

• систематизация данных о выпускниках белорусских вузов, интегрированных в деловую среду стран Азии, более системное задействование их потенциала и возможностей;

• выработка механизмов синхронизации опыта и усилий государства, предпринимателей, сектора образования и экспертного сообщества на основе синергии их компетенций и знаний.

Как при составлении любого другого программного документа важны принципы. На мой взгляд, этот случай не является исключением, поэтому предполагаю их набор в следующем изложении:

• централизация процесса разработки и реализации стратегии на основе единого координационного центра, наделенного соответствующими полномочиями и административным ресурсом;

• увязка стратегии с другими документами стратегического планирования: концепциями национальной безопасности, внешней политики, Программой социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, другими;

• мобилизация основных ресурсов и активов на приоритетных (главных) направлениях — принцип «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики;

• консолидация усилий всего экономического блока, активное привлечение потенциала малого и среднего бизнеса;

• уход от любой моноцентричности к географической диверсификации (несколько точек опоры в каждом субрегионе);

• приоритет потребностей партнеров над собственным предложением, гибкое и оперативное реагирование на их запросы;

• ориентация на доктринальные (программные) документы развития целевых государств, особенно на региональном уровне;

• учет этноконфессиональных, национальных, культурных и иных особенностей целевых государств, а также нюансов местной деловой практики.

В первом приближении на этом, пожалуй, можно остановиться…

В любых делах при максимуме сложностей лучший способ пережить кризис — кардинально изменить свое мышление и стиль работы, перестать жить прошлым. А еще нужно не фокусироваться на негативе, начать искать новые возможности и реагировать на происходящее рационально и прагматично: кризис — это всегда еще и возможность. Наше будущее — в наших руках.

Поэтому данной статьей автор анонсирует начало дискуссии по вопросу разработки прототипа проекта антикризисной стратегии «поворота в Азию», к активному участию которой приглашаются все неравнодушные и заинтересованные люди.

При должной активности и поступлении достаточного количества предложений к осени мы могли бы выйти на организацию на базе БИСИ международной экспертной конференции, в рамках которой смогли бы обсудить все идеи и, вероятно, сверстать проект стратегии.

 

Юрий ­ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.

Связаться с автором можно по адресу: yarmolinskiy@bisr.by.