Дата публикации

Беларусь-Латвия: в ожидании изменений

Сегодня Латвийская Республика, как и все страны Балтии, проходит непростой этап своего развития. Из-за пандемии коронавируса, ожидаемого сокращения финансовой помощи по линии ЕС (в силу Брексита), ухода российских транзитных грузов снижаются темпы роста экономики и формируются негативные общественные настроения.

В складывающихся непростых условиях Беларусь и Латвия могут помочь друг другу минимизировать последствия сложных реалий современности и создать базовые условия для установления стратегического сотрудничества.

Наметившийся в последнее время рост контактов между двумя странами открывает новые возможности для партнерства. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко во время встречи 16 января 2020 года с премьер-министром Латвийской Республики К.Кариньшем отметил:

«…В отличие от других балтийских государств фон сотрудничества между нашими странами хороший. Я полагаю, что нам надо воспользоваться этим моментом и серьезно расширить наше сотрудничество…».

Выстраивание конструктивного взаимодействия с официальной Ригой возможно вокруг ряда стратегических направлений: транспортно-транзитной сферы, энергетики и инвестиций.

Перевалка товаров через морские порты является важной составляющей экономики Латвии. На фоне снижения заинтересованности российских деловых кругов в использовании латвийского транзита, растет интерес к грузопотокам из Беларуси и посредничеству белорусской стороны по налаживанию контактов с Китаем в рамках инициативы «Один пояс и один путь».

В 2023 году планируется завершение модернизации железнодорожного коридора из Беларуси к портам Латвии, что создаст условия для выхода латвийского транзита к Орше. Развитие белорусской свободной экономической зоны – «Бремино-Орша», начало которому было положено в 2019 году, создает предпосылки для наращивания товарооборота между государствами.

Прагматичная позиция Латвии по вопросу приобретения белорусской электроэнергии БелАЭС также может стать залогом выстраивания конструктивного взаимодействия.

Латвийская сторона утверждает, что после введения Литвой эмбарго на поставки электричества из Беларуси страна столкнется с дефицитом электроэнергии, вырастут тарифы. Правительство Латвии в августе 2019 года одобрило сообщение Министерства экономики, в котором фактически было предложено открыть торговлю электроэнергией со странами, не входящими в ЕС.

Кроме того, Латвия может стать отправной точкой для альтернативных поставок нефти в Беларусь из портов в Балтийском море. Можно выделить два возможных способа транспортировки углеводородного сырья: по нефтепроводу Полоцк-Вентспилс и железнодорожным транспортом.

Первый из них привлекателен с точки зрения минимизации транспортных издержек, но связан с рядом рисков.

Прокачка нефти до Вентспилс была остановлена еще в 2004 году, и с этого времени нефть по северной ветке магистрального нефтепровода «Дружба» поставлялась только в Беларусь. В 2010 году латвийско-российская компания «LatRosTrans» приступила к сливу технологической нефти из трубопровода (около 150 тыс. тонн нефти стоимостью порядка 50 млн евро). Белорусское ОАО «Полоцктранснефть Дружба» и «LatRosTrans» ведут судебное разбирательство о том, кому принадлежала техническая нефть из законсервированного нефтепровода. Окончательная точка в этой судебной тяжбе пока не поставлена, что создает негативный фон для начала переговоров по возобновлению работы ветки нефтепровода. Кроме того, нефтепровод проходит также через территорию Литовской Республики – мимо НПЗ в Мажейкяй, который является прямым конкурентом белорусских НПЗ.

Транспортировка нефти железнодорожным транспортом связана с бóльшими издержками, в том числе финансовыми. В этой связи Рижский свободный порт, через который перегружается более 1 млн тонн белорусских нефтепродуктов в год, предлагает расширить сотрудничество.

В июне 2015 года Белорусская нефтяная компания и латвийское ООО «Woodison Terminal» на форуме «Восточное партнерство» подписали соглашение о намерениях по развитию совместной деятельности. Было отмечено, что планируется модернизация одного из терминалов в Риге. Следует также отметить, что транспортное плечо от Риги к Новополоцку короче расстояния от Вентспилс или литовских Клайпеды и поселка Бутинге.

Для белорусской стороны также имеет значение конструктивная позиция Латвии в вопросах выстраивания диалога Минска с Брюсселем и устранению препятствий в сфере финансового и инвестиционного сотрудничества со странами ЕС. В свою очередь, деловые круги Латвии проявляют интерес к взаимодействию с резидентами индустриального парка «Великий камень». Эта «жемчужина Шелкового пути» может стать точкой притяжения капиталов и услуг латвийского бизнеса.

Не стоит забывать и о культурно-историческом опыте взаимоотношений между белорусским и латышским народами. Например, в январе 2017 года страны-соседки решили объединить свои усилия и провести совместное крупномасштабное спортивное мероприятие – Чемпионат мира по хоккею с шайбой.