С первых дней прихода к власти президент США Джо Байден активно демонстрирует, что проводимая им политика будет коренным образом отличаться от политики Трампа, в том числе и в такой важной сфере, как национальная безопасность.
Действующая в США Стратегия национальной безопасности была принята в декабре 2017 года и рассматривала интересы Америки сквозь призму глобальной и долгосрочной стратегической конкуренции со стороны Китая и России. «Нация, которая не защищает процветание дома, не может защитить свои интересы за рубежом. Нация, которая не готова к победе в войне, – это нация, не способная предотвратить войну», – отмечал американский президент при оглашении Стратегии.
Однако такие взгляды Трампа новому президенту США показались несоответствующими глобальной ситуации и национальным интересам страны, в связи с чем анонсирована подготовка новой версии Стратегии уже в этом году. На период ее разработки администрация Белого дома предлагает руководствоваться временными принципами национальной безопасности, представленными общественности 3 марта.
В предисловии к документу Байден сделал акцент на возрождении демократии как фундаментального преимущества Соединенных Штатов, выстраивании совместной работы с ближайшими союзниками и партнерами, а также отметил, что «Америка не может позволить себе больше отсутствовать на мировой арене». Именно эти посылы президент США заложил в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности 19 февраля 2021 года, заявив, что «Америка вернулась» и «будет тесно сотрудничать с партнерами по Европейскому союзу».
Анализируя временное руководство, эксперты прежде всего отмечают, что в качестве основного инструмента для решения вопросов национальной безопасности администрация Байдена рассматривает дипломатию, а не военную силу. «Сделаем дипломатию нашим инструментом первой инстанции… использование военной силы должно быть последним средством, а не первым», – говорится в документе.
Обращает на себя внимание стремление остановить дорогостоящую гонку вооружений и восстановить авторитет США как лидера в области контроля над вооружениями, начиная с продления нового договора СНВ с Россией. Не исключается конструктивный диалог с Россией и Китаем по ряду новых военно-технологических разработок, влияющих на глобальную стабильность. Возможно уменьшение и самими Соединенными Штатами роли ядерного оружия в стратегическом сдерживании.
Однако было бы ошибочным говорить о миролюбивом характере новой стратегии Белого дома. США не откажутся от применения силы, если это потребуется, но «военная сила должна использоваться только тогда, когда цели и задача ясны и достижимы, когда сила сочетается с соответствующими ресурсами и как часть комплексной стратегии». Одновременно США намерены покончить с ведением «бесконечных войн» (война в Афганистане), которые чрезмерно затратны для экономики и влекут неоправданные людские потери.
Еще одно направление – четкие приоритеты в оборонном бюджете. Пентагону рекомендовано отказаться от устаревших военных систем и инвестировать ресурсы в разработку передовых технологий и создание новейшего вооружения. В проект оборонного бюджета США на 2021 год заложено 740 млрд долларов, однако еще возможны изменения, так как окончательный бюджет планируется опубликовать 3 мая.
В ближайшей перспективе США будет инвестировать не только в НАТО, но и в военные альянсы с Австралией, Японией и Республикой Корея, способные выступить союзниками в сдерживании Китая. Примечательно, что КНР в новом документе названа единственным конкурентом, потенциально способным «бросить вызов стабильной и открытой международной системе». Госсекретарь США Энтони Блинкен, комментируя новые направления внешней политики, был откровенен: «Самое главное – это то, что необходимо подходить к взаимодействию с Китаем с позиции силы».
Таким образом, можно говорить о выходе на первый план для США противостояния с Китаем – с использованием дипломатических, экономических и военных мер.
Отраженные во временном документе приоритеты будут положены в основу разработки новой Стратегии национальной безопасности США, а затем и Стратегии национальной обороны, которые определят прежде всего внешнеполитическую и военную деятельность основного мирового центра силы на ближайшие годы.