Угроза продовольственного кризиса — одна из ключевых причин глобальной нестабильности в мире
Нарастание проблем в сфере продовольственной безопасности — логичный ответ на те процессы, которые разворачиваются в мировой экономике и политике. И хотя большинство государств продолжают работать в рамках механизмов, которые составляют систему международной продовольственной безопасности, необходимо признать, что она практически полностью утратила свою эффективность. Проблемы продовольственной безопасности оторваны от реальности мирового развития. Если мы обратимся к ключевым декларациям, например, «Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности» 1996 года, то увидим, что они превратились в насмешку над мировым сообществом. Практически все положения — нерабочие.
Реальность, с которой мы имеем дело, сформирована двумя событиями — пандемией и санкциями. Первая выявила множество недостатков и просчетов в системе снабжения питанием в мире. Среди них сбои в цепочках поставок, повышение цен на продукты питания, снижение доходов, усиление социального неравенства, ограничение права на питание. Доклады международных организаций прямо указывали на то, что несмотря на усилия структур ООН, адекватные решения так и не были найдены.
Угроза продовольственного кризиса сегодня — одна из ключевых причин глобальной нестабильности в мире. Засуха во многих регионах, последствия пандемии, нестабильность поставок удобрений и энергоносителей способствуют росту производственных и прочих затрат.
В то же время в процессе трансформации мироустройства обострились сложные геополитические конфликты, в рамках которых идет борьба не только за контроль над территорией, но и над перемещением или возможностью выстраивать сети коммуникаций в своих интересах через политические границы. Эти конфликты, вкупе с изменениями климата и другими факторами, в среднесрочной перспективе начали усиливать продовольственную нестабильность.
Эта тема стала актуальным международным трендом. В медиасфере все чаще появляются публикации о глобальном голоде и обострении конкуренции на мировых продовольственных рынках как последствии геополитических конфликтов. Причем эти публикации нередко становятся объектом политизации.
Можно прийти к выводу, что в сложившихся условиях усилия Запада направлены не на решение глобальных продовольственных проблем, а прежде всего на дестабилизацию отношений между Россией и Китаем, препятствование планам Беларуси и России по диверсификации цепочек поставок продовольствия, поставкам калийных удобрений на мировые рынки.
Новый крупный экономический и социально-политический кризис (например, углубление афганской проблемы либо эскалация ближневосточного конфликта) может привести к дополнительным волнам миграции, которые способны затронуть не только страны, но и дестабилизировать регионы, втянув их в водоворот геополитической турбулентности.
Точно так же западные ограничения в отношении белорусских и российских производителей удобрений, включая перекрытие ряда традиционных торговых и транспортных путей, сужают возможности поставок калийной продукции на мировые рынки, а искусственно созданный дефицит автоматически способствует росту ее стоимости и провоцирует нестабильность.
Санкционная паутина затягивает узел на проблеме продовольственной безопасности. Кроме политической карты мира сформирована санкционная — Иран, Венесуэла, Мьянма, Сирия, КНДР, Куба, Беларусь, Россия. Мы на пороге того, чтобы получить глобальный санкционный пакет для Китая. Количество санкций, введенных против этих стран, исчисляется тысячами. В итоге практически треть мира находится под санкциями, которые на самом деле являются односторонними ограничительными мерами. Эти страны исключены из глобального диалога, и фактически существующая система обеспечения продовольственной безопасности превращена в «хромую утку». Таким образом огромный труд разработчиков Устава ООН также поставлен под большой вопрос.
Главный вопрос современности — как справиться с этими вызовами?
Мы подошли к той точке, которая требует жестких и решительных мер. В качестве первого шага необходимо отменить геополитику, четко отделить ее от проблематики глобальной и региональной продовольственной безопасности. Важно остановить западную практику продажи индульгенций и попытаться ответить на вопрос: каким образом ограниченное количество стран получило премиальные возможности в сфере регулирования мировой экономики?
Борьба с угрозами в современных условиях должна в большей степени затрагивать социально-экономическую плоскость. Она должна включать в себя укрепление взаимного доверия, развитие региональных взаимосвязей, восстановление торговой и транспортной инфраструктуры. Важным приоритетом также является акцент на проблематике продовольственной безопасности в соответствующих программных и концептуальных документах, особенно в сфере национальной безопасности.
Наша страна со своей стороны никогда не идет по пути критики и декларации решений. Очевидно, что обновленная система продовольственной безопасности предполагает, в первую очередь, отмену всех односторонних ограничительных мер в отношении всех стран, особенно в сфере производства и доставки продуктов питания, соответствующих технологий и удобрений. Да, мы не испытываем иллюзий по поводу возможности запуска полномасштабного и предметного диалога, направленного на обеспечение продовольственной безопасности на глобальном уровне, однако это хорошая основа для начала разговора. Непростая в современных условиях задача, которая, тем не менее, требует глубокой проработки и поистине стратегического взгляда. Ведь от ее решения зависит судьба будущих поколений.