Обновление Концепции национальной безопасности, как и обновление Конституции, – весьма ответственный шаг, определяющий ключевые подходы к обеспечению устойчивого развития страны на годы вперед. Исходя из такого видения, каждое новое поколение Концепций должно учитывать, во-первых, фундаментальную основу понимания сущности национальной безопасности и ее основных элементов, во-вторых – возможность сопоставления и оценки динамики состояния национальной безопасности в долгосрочном разрезе, в-третьих – наличие оптимального соотношения между парадигмой сохранения (защиты) и развития, в-четвертых – способность обеспечить управляемость и бесперебойность функционирования жизнеобеспечивающих подсистем, в том числе в условиях значительного обострения вызовов и угроз.
Касаясь выработки дальнейших подходов к уточнению национальных интересов в политической сфере, необходимо исходить из того, что важнейшей особенностью интересов является их динамический характер, причем не обязательно в прогрессивном направлении. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о необходимости целенаправленной балансировки всей системы интересов — и личности, и общества, и государства.
Наиболее актуальной задачей представляется обеспечение синхронной адаптации Концепции с нормами обновленной Конституции, принятой на референдуме 27 февраля 2022 года. В новой Концепции необходимо предусмотреть отражение таких конституционных изменений, как прямое действие Конституции, защита исторической памяти и исторической правды, недопустимость агрессии с территории Беларуси, принцип социальной ответственности и другие. При этом неизменными остаются базовые потребности любой нации: выживаемость, сохранность и благополучие. Для Беларуси основополагающими ориентирами при определении национальных интересов видятся закрепленные в преамбуле Конституции ответственность за настоящее и будущее страны, мир и гражданское согласие, благополучие граждан.
Полную версию научной статьи читайте здесь.