1. В условиях геополитической перестройки на уровне геополитики и геоэкономики эксперты выделяют следующие ключевые тренды:
- постепенный упадок ведущих государств коллективного Запада и подъем развивающихся стран Глобального Юго-Востока;
- деградация международного права и традиционных многосторонних институтов (например, ООН), их неспособность адекватно реагировать на растущие вызовы и кризисы;
- хаотизация мировой политики и экономики, обострение конкуренции и эскалация противоречий (зачастую неразрешимых) между ведущими мировыми державами (КНР, США и Россия);
- мультипликация прокси-конфликтов и изменение их характера в силу нарастания борьбы за доступ к критическим ресурсам и транспортным артериям, региональной конкуренции за влияние с участием множества игроков и изменчивых альянсов;
- ужесточение требований к политическому лидерству, а именно: способность управлять кризисами, координировать действия в рамках различных юрисдикций и среди многих игроков, модерировать общественное восприятие и кризисную коммуникацию;
- регионализация – объединение малых и средних государств, зачастую с несопоставимыми экономическими потенциалами и политическими системами, в целях эффективного продвижения и защиты своих национальных интересов, а также минимизации сопутствующих рисков. Стратегическое партнерство Беларуси с такими центрами силы, как Россия и Китай, – наглядный примером такого эффективного взаимодействия;
- повышение роли и места в мировых делах малых и средних держав, а также макрорегионов, например Большой Евразии, которые становятся более амбициозными и даже дерзкими.
Безусловно, подобная турбулентная динамика формирует растущий запрос на новые интеграционные форматы, что автоматически меняет глобальный баланс сил.
Новую нормальность уже признают и на Западе, но ничего не могут с этим поделать. Однако уступать лидерство там просто так никто не намерен, поэтому впереди нас неминуемо ждет жесткая геополитическая борьба коалиций, идей и смыслов.
2. Евразийский макрорегион – крупнейший на планете. Там проживает основная часть населения Земли и сосредоточены стратегические ресурсы. Мир и стабильность в регионе – это краеугольный камень глобальной безопасности, так как там расположены ведущие ядерные державы.
Опыт Союзного государства, ОДКБ и ЕАЭС говорит о том, что евразийская безопасность многомерна и неотъемлемо связана с повесткой развития. Важным ее фактором является цивилизационно-культурное многообразие. Отсюда белорусско-российское предложение для безопасности Евразии и всего остального мира – Хартия многополярности и многообразия в XXI веке.
Однако безопасность – один из слоев в матрице общечеловеческих потребностей (пирамида Маслоу). Национальное достоинство и суверенитет, взаимное уважение и равные возможности должны снова быть наполнены предметным содержанием. Истинная суть этих понятий в том, что они лежат в основе всех конфликтов, они же способны стать предпосылкой к миру.
Человек, его социальные и прочие потребности – основа безопасности на всех уровнях. Поэтому нам предстоит борьба за умы наших сограждан, особенно молодежи, национальные государства должны стать центром притяжения для всех. Развивая их, по отдельности и совместными усилиями поддерживая правопорядок, стабильность и экономический рост, создавая условия для реализации человеческого капитала, мы выстроим прочную систему безопасности не только в Большой Евразии, но и на всей планете, никогда не станем заложниками чьих-то геополитических амбиций и экспериментов.
3. Очевидно, что ШОС и БРИКС – это инструментарий развития и обеспечения безопасности, в том числе в Большой Евразии. В этом году Беларусь стала 10-м членом ШОС и страной - партнером БРИКС.
Географически БРИКС ориентирован вовне, в глобальный мир, а ШОС — скорее вовнутрь, в Евразию. Поэтому для Беларуси выгодно участие в обеих группах одновременно, так они гармонично дополняют друг друга.
ШОС и БРИКС – это сообщества будущего, уникальные форматы новой справедливой глобализации 2.0 c суверенным равенством партнеров вне зависимости от национальной мощи.
За небольшой по историческим меркам период они стали для развивающихся стран новым центром притяжения. ШОС и БРИКС – это прототип будущего миропорядка.
Мы гордимся тем, что Беларусь является пусть небольшим по сравнению с РФ или Китаем, но ярким пазлом в этой гармоничной глобальной палитре.
У Беларуси нет планетарных амбиций, чтобы распылять свои интересы по всем континентам. Мы – компактная страна с открытой экономикой. Но время и ситуация в мире ломают устоявшиеся шаблоны вкупе с запросом на глобальную справедливость и ответственность. Похоже, время выбрало нас, чтобы снова быть участниками капитального «ремонта» и обустройства нашего общего дома, как это было в 1945 году, когда Беларусь стала одним из учредителей ООН.
Символично, что Беларусь официально стала частью БРИКС в год именно российского председательства. Это заряжает его потенциал энергией и духом Союзного государства Беларуси и России, прошедшего проверку временем. По своей глубинной сути СГ – это славянский центр силы Большой Евразии.
ШОС и БРИКС – это смешение древних цивилизаций. Конструктивный взаимоуважительный межкультурный диалог – основа стратегической целостности и стабильности в Большой Евразии.
Поэтому для нас членство в этих группах – не просто дань модному тренду, но осознанный цивилизационный выбор.
Однако БРИКС и ШОС как сообществам стремящимся к справедливому глобальному управлению еще есть над чем работать. Сохраняются экономические, структурные и политические барьеры на пути торгово-экономической интеграции, инвестиционного сотрудничества, есть сложности в позиционировании как влиятельных участников мировой торговли.
По мере расширения заметны и внутренние противоречия, и от этого пока не уйти. В свою очередь отторгнутые страны могут стать легкой добычей Запада, который использует все инструменты, начиная от игры на противоречиях, до прямого запугивания и давления.
Именно поэтому Беларусь продвигает концепцию «интеграции интеграций», выступая за синергию потенциалов региональных объединений, таких как ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, БРИКС ШОС, АСЕАН. Вместе мы – реальная сила и сможем сделать больше!
Таким образом, БРИКС и ШОС являются оптимальными моделями многостороннего сотрудничества, которые могут приблизить перестройку международной системы с учетом новых реалий. Расширение этих объединений и рост количества номинантов говорит о готовности все большего числа стран к таким переменам.
В то же время важно понимать, что: в нынешнем состоянии ШОС и БРИКС объективно не могут решить все глобальные проблемы. Их привлекательность как альтернативы западноцентричному мироустройству заключается в содействии справедливым реформам системы ООН и Бреттон-Вудских институтов с учетом баланса интересов стран-участниц.
Миссия состоит не в демонтаже, а именно в глубоком реформировании нынешнего миропорядка, чтобы подспудно не спровоцировать новый виток блоковой конфронтации и поляризации в мире под имиджем антизападного блока. Стратегическая цель – объединиться для общего процветания и безопасности, отдавая приоритет сотрудничеству, диалогу и инициативам, ориентированным на развитие.
Очевидно, что для этого нужен выверенный баланс между повестками в областях безопасности и развития. Оптимальная формула: безопасность через развитие.
Как показывает наша социология, по мере усталости от повестки войны и конфликтов в обществе все отчетливей проявляется запрос на мирный образ будущего. Для устойчивого развития и созидания миру нужен именно такой образ будущего, и сейчас этот образ удобного и комфортного для всего человечества будущего возникает во взаимодействии стран Глобального Юго-Востока (Большая Евразия их неотъемлемая часть), тех стран, которые стало принято называть глобальным большинством.
Многослойность и сложность современного мира требует нетривиальных инновационных подходов к изучению и анализу происходящих процессов. В таких условиях важным фактором успеха национальных государств является создание и развитие школ стратегического анализа и прогнозирования, а также их конструктивное взаимодействие друг с другом во имя достижения общих целей и задач.
Чтобы не проиграть когнитивное противоборство, сохранить наш общий дом Большую Евразию для будущих поколений, нам (экспертно-аналитическому и академическому сообществу) крайне важно сообща, системно, непрерывно и проактивно генерировать соответствующие идеи и смыслы и в таком же режиме транслировать их в наших обществах, особенно среди молодежи.
Здесь уместно вспомнить слова Бхимрао Рамджи Амбедкара, архитектора Конституции Индии: «Люди смертны. Как и идеи. Идея нуждается в распространении, так же как растение в поливе. Иначе и то, и другое зачахнет и умрет». Поскольку, природа, как мы знаем, не терпит пустоты…