Организаторы протестов продолжают распространять призывы к полной остановке промышленных гигантов и сулят финансовую помощь. Например, так называемый «национальный забастовочный комитет» обещает выделить по 100 000 долларов на МТЗ, МЗКТ и «Гродно Азот». Протестующим обещают деньги и из «фонда помощи бастующим», где уже собрали больше миллиона долларов, которые якобы готовы раздать всем.
Уже очевидно, призывы заблокировать работу крупнейших предприятий не находят поддержки у большинства сотрудников. Премьер-министр Роман Головченко на днях заявил: люди хотят работать, такова объективная реальность. О возможных последствиях забастовок для экономики страны рассуждали эксперты.
Алексей АВДОНИН, аналитик Белорусского института стратегических исследований:
— Сейчас, когда организаторы протестов четко понимают, что поднять массовое и народное протестное движение им не удалось, основной удар направлен на крупные государственные предприятия, являющиеся основой белорусской экономики. В ближайшее время вся информационная и психологическая кампания будет разворачиваться вокруг них: появится много фейков о стачках и забастовках, сегодня протестующим уже обещают некую помощь из различных фондов, которые формируются якобы из личных сбережений белорусов. Надо понимать, что такая кампания направлена в первую очередь на создание нужной «картинки» для западных заказчиков: им хотят показать, что государство никак не контролирует процесс, связанный с рабочими, и всю революцию здесь осуществляют сами люди и трудовые коллективы.
Что касается некого чуда в виде финансовой поддержки для протестующих, скорее всего, все эти фонды разделены непосредственно между их ключевыми руководителями и держателями «кассы». В действительности никакой поддержки протестующие рабочие не получат, информация об этой поддержке носит манипулятивный характер. В то же время эта технология способна привести к тому, что предприятия сократят производства. Это скажется на их финансовом положении и на стабильности поставок. Для мировых рынков сейчас самое главное, чтобы поставщик товаров и услуг был постоянен и выполнял обязательства в полном объеме. А срыв поставок приведет не только к потере рынков, но и большим штрафным санкциям, которые лягут на предприятие и его работников. Чем это грозит для последних? Сокращением зарплаты, различной материальной помощи и реальной потерей рабочих мест из-за необходимости сокращений.
Поэтому очень важно понимать: в текущих условиях, когда мир погрузился в пандемию и глубокий экономический кризис, когда компании во всех странах дерутся на внешних рынках за каждого покупателя, ослабление белорусских позиций приводит к плюсам для наших конкурентов. Мы в одночасье можем потерять то, что делали последние 10–15 лет. Восстановиться и получать такие же денежные поступления в ближайшее время мы не сможем.
Леонид БРИЧ, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей:
— Нельзя сказать, что в экономике у нас до конца решены все вопросы. Однако поступательное движение и рост нельзя отрицать. Массовые забастовки на предприятиях приведут к потере рынков сбыта, банкротству, снижению доходов населения. Это не только остановит экономическое развитие, но и отбросит на много лет назад. Поэтому все призывы останавливать производство — это призывы к разрушению всего хорошего, что у нас есть.
Важно понимать: потерять внешние рынки в подобной ситуации очень легко. Сейчас в мире огромная конкуренция, а в условиях пандемии, когда были остановлены многие предприятия в Европе и Америке, она еще больше обострится: каждый будет бороться за место любой ценой. Нельзя допустить того, чтобы потерять наработанные годами связи и контакты. Что делать в этой ситуации? Я бы порекомендовал работникам тех предприятий, которые останавливают работу, не решать вопросы на улицах и площадях, а спокойно садиться за стол переговоров.
Валерий БОРОДЕНЯ, первый проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук:
— Хочу заметить, что некоторые брожения происходят в основном на государственных предприятиях. Предполагаю, что у работников крупных частных компаний — есть и такие — тоже есть своя позиция. Но в основе своей частные компании продолжают работать. Там понимают, какими убытками и, возможно, даже банкротством грозит остановка производства.
Несомненно, используется некий мощный внешний рычаг, направленный на подрыв экономики. Мол, рухнет экономика, и будут достигнуты некоторые политические цели. Уверен, свою гражданскую позицию необходимо и иметь, и отстаивать. Но всегда необходимо помнить о последствиях. Необходимо помнить о цене тех или иных действий: она бывает неимоверно высокой. Причем независимо от того, будут или нет достигнуты заявленные цели. Я бы при любом развитии событий не клал на алтарь экономическое благополучие государства. В конце концов, существует много других инструментов выражения своего мнения. А развал предприятий и компаний, да и экономики в целом, будет только на пользу внешним конкурентам. Говорят, что кто-то собрал миллион долларов, но если его поделить даже на несколько процентов работающих, получим, что каждому сотруднику достанется мизерная сумма, не сопоставимая с его зарплатой. Призывы к остановке производств — подстрекательство, чтобы достигать неких целей.
Давайте посмотрим на «желтые жилеты» во Франции. У них 25 социалистических требований, но они не останавливают предприятия. Они понимают, что забастовками добьются не социальных равенства и справедливости, а только ухудшения своего положения. И не поддаются манипуляциям. Отстаивают свою позицию, но в нерабочее время.