Дата публикации

Сегодня как никогда важен стратегический взгляд на долгосрочный период

Мир все глубже уходит в чехарду непредсказуемых событий. Удержаться на плаву в этом водовороте и даже выйти на позитивный курс развития удастся странам, которые включат стратегические принципы развития. Тактика может меняться, но должны быть определены ясные, четкие, понятные цели. И не на завтра-послезавтра, а на несколько десятилетий вперед с пролонгацией еще на десятилетия. При всей внешней простоте стратегическое мышление — это высшее интеллектуальное искусство. К сожалению, частично утерянное за достаточно длительный период глобализации. Тогда мировая экономика развивалась по какому-то единому плану (правда, не совсем понятно, кем разработанному), были транснациональные тренды, долговременные прогнозы различных солидных международных аналитических организаций (которые никогда не несли ответственности за свои выкладки). И для небольшой экономики являлось верхом эффективности встроиться в эти глобальные течения. Ковидный период уже показал необходимость суверенной экономической политики, прежде всего стратегической. Единство развития, даже призрачное, рухнуло. И все конкурируют со всеми. Поэтому крайне важно, жизненно необходимо заглядывать в будущее на жизнь одного и даже двух поколений. Тем более что многие процессы, базисные для развития, долговременные по своей сути. Этой широкой тематике было посвящено рабочее совещание по вопросам определения стратегических перспектив развития Республики Беларусь, организованное Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики, участие в котором принял директор БИСИ Олег Макаров.

Директор БИСИ обратил внимание  на то, что современные тренды далеко не однозначны на долгосрочном треке. Он акцентировал: достаточно много серьезных аналитиков считают, что маятник может снова качнуться в сторону глобализации. Эти эксперты не исключают: удачная смена курса и администрации в Белом доме может дать Америке новые силы, что позволит ей снова занять доминирующее положение в мире. Но консенсуса по этому поводу у аналитиков нет. Заглядывать за горизонт двух десятилетий достаточно сложно, если вообще возможно. По крайней мере, с позиции попытки точного описания будущей действительности. Более того, в усло­виях турбулентности точные прогнозы себя компрометируют очень быстро, не совпадая с реальностью. По мнению Олега Макарова, крайне необходимо выработать систему эффективной реакции на вызовы:

— Нас — БИСИ — не столько беспокоят внешние тренды, хотя многие из них очень тревожные, сколько волнует наша реакция на внешние изменения. Очевидно, что мировой кризис затягивается и необходима адекватная изменению внешних условий мобилизация и органов государственного управления, и общества.

Олег Макаров обозначил несколько ключевых вызовов. Во-первых, демографические реалии, которые будут доминировать в экономике. Формируется дефицит некоторых профессий. Например, водителей, так как эта профессия становится международной, наподобие IT-специалиста, пилота и так далее. Смогут ли белорусские субъекты хозяйствования конкурировать за эту категорию профессионалов на региональном уровне? Видит угрозу Олег Макаров и в продолжающейся урбанизации. Для оживления регионов и снижения оттока из них населения сделано немало. Но Минск и областные центры продолжают притягивать экономически активные ресурсы.

Также, по его мнению, кроме возможностей, несет и риски наметившийся трек на фрагментацию мировой экономики — в рамках макрорегионов все равно будет формироваться специализация входящих в них стран:

— Необходимо сформировать прорывные направления. История с IT-страной, которая могла сыграть во время глобализации, уже не очевидно, что сможет обеспечить нацио­нальную экономическую специализацию. Есть перспективные варианты по более активному развитию секторов машиностроения, микроэлектроники. Но бесповоротно и железобетонно мы эту нишу еще не заняли. Если на эти отрасли делать ставку, то предстоит еще много мероприятий для их выхода на высочайшую конкурентоспособность. Специализация видится непременным условием экономической составляющей суверенитета Беларуси. Пока она определяется политическим консенсусом и политической волей, прежде всего — Президента. Но необходимо вырабатывать и экономические механизмы, которые бы стабильно обеспечивали нашу независимость.