Национальное государство, его роль и функции в современном глобализирующемся мире являются предметом постоянной дискуссии на протяжении многих десятилетий. Пандемия только актуализировала значимость данной проблематики, не внеся, по сути, в нее ничего нового. Национальное государство никуда не исчезало. Дискуссия сегодня разворачивается в рамках привычной западно-центричной теории. Складывается впечатление, что остальной мир и пребывающие в нем государства большого значения не имеют. Логичным является вопрос о том, насколько кардинально наднациональные структуры изменили функции и природу национальных государств?
Ключевую роль в создании наднациональных институтов, как правило, играли экономический фактор и вопросы безопасности. Политическая интеграция остается наиболее проблемным полем, так как она напрямую связана с суверенитетом, от которого государства, а еще больше их лидеры не считают нужным отказываться. Суверенитет как основной признак национального государства прошел в своем развитии определенную эволюцию, что вполне естественно в условиях формирования единого экономического, правового и информационного пространства. Однако степень «повреждений», которые были нанесены суверенитету глобализацией, может быть оценена только как средней тяжести. Сегодня констатируется «размывание» суверенитета, но никак не исчезновение.
Пандемия как «чрезвычайное положение» послужила причиной возврата к использованию функций государства, которые были не востребованы (не значит упразднены) в мирных условиях, так как демократические государства считали их не соответствующими высокому уровню развития правовых норм и социальных отношений. «Незападный» мир практически в полном объеме продолжал использовать все ключевые функции государства, что вызывало острую критику и позволило евроатлантическому блоку разработать стройную систему критериев оценки уровня развития демократии в этих странах.
Однако сегодня в условиях мирового кризиса акценты сместились в другую плоскость. Европейские демократии, столкнувшись с необходимостью оказания давления на широкие слои общественности, неожиданно задались вопросом о том, что же лучше в критической ситуации: авторитаризм или демократия? Очевидным является тот факт, что должна быть проведена своего рода ревизия государственных функций, выбран оптимальный вариант и создана модель, которая сможет действовать как в мирных, так и кризисных условиях.
Читайте продолжение:
Национальное государство в условиях новой «нормальности». Часть 2
Национальное государство в условиях новой «нормальности». Часть 3